В этом году одиннадцатиклассники стали чаще выбирать Единый госэкзамен по химии. Но пока в основном химию сдают те, кто поступает на медицинские специальности. В медвузы конкурс традиционно остается высоким. Поэтому важно не только получить аттестат с достойными оценками, но и выбрать правильную стратегию до подачи заявления. Что еще учесть абитуриентам, в интервью в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, профессор РАН Александр Мажуга.
Инженеров поддержат бюджетом— Александр Георгиевич, 20 июня стартовала приемная кампания в вузы. Чем она будет отличаться от предыдущих?
— Мы третий год держим очень высокую планку доступности высшего образования. В 2025-м вузы представят абитуриентам 619 тысяч бюджетных мест по всем уровням. Для ребят, которые заканчивают одиннадцатый класс, по программам бакалавриата, специалитета таких мест будет около 420 тысяч.
Правила приема в целом прежние. Подать документы можно на портале госуслуг через суперсервис «Поступление в вуз онлайн», в личном кабинете абитуриента на сайте вуза, сразу в приемную комиссию или «Почтой России». Дальше все традиционно — пять вузов, пять направлений подготовки. При этом в одном направлении может быть несколько программ, на каждую нужно отдельное заявление. После этого надо проставить приоритеты, которые можно менять, анализируя конкурсную ситуацию. Затем подать согласие.
Зачисление происходит в две волны. Сначала льготников и по целевой квоте, после — по основному конкурсу.
— Снова прогнозируют очень высокий конкурс на медицинские направления. На какие специальности сложнее всего поступить?
— Мы сказали о рекордном числе бюджетных мест, поступить на них реально, если учитывать приоритетные для государства направления подготовки. Их пять. Это все, что касается инженерно-технических специальностей, — примерно 40 процентов от всех контрольных цифр приема. Затем — сфера IT, педагогика, медицина и сельское хозяйство. Около 70 процентов бюджетных мест отдано в регионы.
Часто слышим от абитуриентов, их родителей: «Как так? Вы говорите, много бюджетных мест, а поступить в университет сложно». Мы соглашаемся с этим, но традиционно напоминаем, что есть определенные льготы. Давайте рассмотрим две ситуации — с медиками и, например, усредненно, какое-то другое направление. Предположим, есть 100 мест на бюджет. До 10 процентов из них — особая квота для сирот, инвалидов и других. Еще 10 — отдельная квота для участников специальной военной операции, их детей, детей погибших медиков, которые боролись с коронавирусной инфекцией. Дальше — целевая квота, от 60 до 70 процентов в зависимости от направления подготовки. Все вместе — 90 процентов бюджета. Это для медиков. В других направлениях ситуация совсем иная, льготы и целевая квота составляют в среднем 30 процентов. А еще надо помнить, что есть победители олимпиад, которые поступают без вступительных испытаний.
Целевой договор в помощь— Насколько популярны целевые квоты?
— Благодаря законопроекту, который приняла Государственная Дума, в прошлом году конкурс для целевиков стал понятным и прозрачным. Абитуриент подает заявление на портале «Работа России», который интегрирован с платформой «Поступление в вуз онлайн». При этом обязуется по окончании университета отработать от трех до пяти лет у работодателя, с которым заключил договор.
Если поступать на бюджет по основному конкурсу, то это, как мы посчитали, всего 10 процентов мест. Их в первую очередь разбирают победители олимпиад, поступающие без вступительных испытаний. Поэтому наша рекомендация для претендентов на те же медицинские специальности — выбирать целевую квоту, где большое число бюджетных мест. Ведь целевой договор — равно трудовой договор, который заключают уже на первом курсе, позволяющий совмещать учебу и работу.
У медиков самый большой процент востребованности этих квот, но и то около 60 процентов. А что происходит, если ни особая, ни отдельная, ни целевая квоты не заполняются? Эти места переносятся в общий конкурс. Теперь возьмем не медицинскую специальность, а, например, инженерно-техническую или IT. Целевая квота здесь примерно 20-30 процентов. То есть на незаполненные целевиками 60 процентов бюджетных мест по медицинским направлениям претендуют все остальные. Тогда поступить сложнее.
Экономисты и юристы не в тренде— Совпадают ли предложения Правительства по бюджетным местам со спросом самих поступающих?
— Пока мы до конца не преодолели любовь абитуриентов к социогуманитарным, экономическим наукам, наукам об обществе. В общем количестве студентов таких процентов 40. Хотя мы видим, что показатели трудоустройства выпускников существенно отличаются от предпочтений при поступлении. Сегодня инженерно-технические специальности по трудоустройству впервые обогнали науки об обществе. Вот по моей специальности — химия, химическая технология — уровень трудоустройства 80 процентов.
Это сложно было представить лет пять-семь назад, что химик-технолог найдет работу с большей вероятностью, чем специалист экономического профиля. Хотя мы понимаем, что абитуриент-химик, или биолог, или физик не возьмется ниоткуда. Это долгая, кропотливая работа, начиная со школьной скамьи, с преподавателями, популяризация этих профессий, образования — инженерного, естественно-научного. Но тренд позитивный. Впервые в этом году увеличилось число сдающих на ЕГЭ профильную математику, которая нужна на инженерно-технические специальности. И впервые выросло количество тех, кто сдает химию. А этот предмет выбирают прежде всего те, кто идет в медицину или выбирает для себя химические или биотехнологические направления.
Свежие комментарии