По оценкам экспертов, россияне ежегодно передают около 50 миллиардов рублей разного рода компаниям, навязывающим платные услуги по списанию долгов. И далеко не все из них можно назвать добросовестными. Сегодня их агрессивную рекламу можно увидеть и в интернете, и в общественном транспорте, часто люди получают звонки с предложениями этих услуг. При этом реклама содержит недостоверную информацию, которая вводит людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в заблуждение.
Сенаторы и депутаты предлагают обязать юристов в рекламе информировать о возможности инициировать процедуру банкротства бесплатно, во внесудебном порядке. Кроме того, нужно запретить «гарантированное освобождение от долгов», а с другой стороны, обязательно упоминать в рекламе все последствия банкротства. Такой законопроект Госдума намерена рассмотреть во втором чтении в ближайшее время. Правительство в своем заключении поддержало инициативу, указав на необходимость внести технические поправки. «Парламентская газета» выясняла подробности.
Обещать — не значит списатьПо данным «Федресурса», в прошлом году 431,9 тысячи граждан и индивидуальных предпринимателей официально были признаны банкротами (в 2023 году — 350 тысяч, рост — 23,6%), что наводит на мысль о росте финансовой грамотности населения. Люди не прячутся от проблем, как это было 10 лет назад, а решают их цивилизованно. С другой стороны, статистика показывает, что велико число россиян, мечтающих избавиться от долгов, при этом не желающих объявлять о своей несостоятельности. Они-то и становятся легкой добычей всевозможных хитроумных юристов, обещающих за вознаграждение освободить от обязательств.
По оценкам экспертов, россияне в 2023 году передали так называемым раздолжнителям около 50 миллиардов рублей. Средний чек за эту услугу составил более 100 тысяч рублей.
«На практике недобросовестные посредники проводят достаточно агрессивные рекламные кампании: работают в интернете, звонят, расклеивают постеры в общественном транспорте по городам и рисуют объявления на асфальте», — отметил соавтор законопроекта, первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Мухарбий Ульбашев.
Людям обещают, что им спишут долги — в ход идут аргументы, что это произойдет по государственной программе, по федеральному проекту и тому подобное, добавил он. При этом механизмы реализации процедуры банкротства не раскрываются, слово «банкротство» часто вообще не упоминается, отметил сенатор.
И люди на такую рекламу клюют, отдают юристам-шарлатанам свои последние деньги, некоторые даже берут новые кредиты в расчете на их будущее списание, подтвердил соавтор инициативы, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
«К сожалению, многие покупаются на такую рекламу, поэтому и возникла необходимость пресечь деятельность недобросовестных лиц и организаций», — уточнил он в беседе с «Парламентской газетой».
По мнению депутата, на рынке финуслуг не должно быть пустых обещаний.
«Те, кто говорит, что можно будет не выполнять свои обязательства перед разными финансовыми институтами, просто обманывают своих клиентов. Гражданин несет ответственность перед кредиторами, с которыми он заключил договор. И все эти обязательства должны выполняться в полном объеме. Соответственно, и реклама не должна вводить в заблуждение россиян», — уточнил депутат.
Требуются дополненияЧтобы защитить людей от маркетингового произвола, законодатели предлагают ввести дополнительные требования к рекламе услуг по банкротству физлиц. Законопроект, разработанный группой депутатов и сенаторов, содержит три основные новеллы, напомнил «Парламентской газете» соавтор инициативы, вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев:
«Это информирование о возможности инициировать процедуру банкротства бесплатно, во внесудебном порядке, запрет на размещение в рекламе гарантий освобождения от долгов и обязательное упоминание всех последствий банкротства».
Также реклама не должна содержать призыв не платить по долгам, потому что людей таким образом фактически толкают на нарушение закона, что тоже абсолютно недопустимо, полагает другой соавтор, первый зампред Комитета по финансовому рынку Константин Бахарев.
«Эта процедура не всем подходит, и нельзя подталкивать к этому людей насильственно или обманным путем», — добавил парламентарий.
Таким образом, законопроект, по его словам, позволит уберечь граждан, которые объективно попали в непростую жизненную ситуацию и испытывают трудности с выполнением своих финансовых обязательств. И в конечном итоге на рынке услуг по сопровождению банкротства удастся навести порядок, считает депутат.
В Правительстве такую точку зрения разделяют. Вместе с тем в своем отзыве на инициативу кабмин предлагает ко второму чтению документа прописать более четко нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с несостоятельностью граждан, применительно к рекламе услуг, связанных с банкротством. Следует также указать на возможность применения бесплатно именно внесудебной процедуры банкротства граждан и дополнить, что в рекламе должно быть указание на возможность обращения гражданина в рамках внесудебной процедуры в многофункциональный центр без привлечения посредников.
Принятие законопроекта, по мнению Николая Журавлева, позволит защитить граждан от возможных злоупотреблений при рекламе услуг, связанных с банкротством граждан, а также от дополнительных финансовых и имущественных рисков.
Свежие комментарии