Для таксистов хотят создать универсальное приложение, которое позволит быстрее проходить медосмотры, получать электронные путевые листы и страховые выплаты в случае ДТП — за 10-15 минут, а не за 30 дней в среднем, как сейчас. С таким предложением выступили в Центре стратегических разработок. В обозримом будущем использование такого приложения можно регламентировать в рамках экспериментального правового режима. Соответствующий документ готовится к согласованию в Минтрансе. Инициативу уже поддержали в этом ведомстве, а также в Минэкономразвития. Подробности — в материале «Парламентской газеты».
Единое приложение и искусственный интеллектКак сообщил на заседании общественного совета при Минтрансе гендиректор Центра стратегических разработок Павел Смелов, проект экспериментального правового режима стал итогом многочисленных круглых столов, обсуждений и консультаций, в том числе с представителями бизнеса.
«Он включает в себя четыре больших блока: электронные путевые листы, электронные медосмотры, моментальное урегулирование ДТП и новая система междугородных перевозок, — пояснил Смелов. — Что касается электронных путевых листов, то сейчас, согласно статистике, они составляют лишь один процент от всех путевых листов, которые выдаются в России. Бумажные же, давайте говорить откровенно, либо оформляются абы как, либо не оформляются вообще. И для таксистов бумажный формат часто становится серьезным барьером. Поэтому электронный сервис для их оформления позволил бы оформлять их на ежедневной основе, грамотно, чисто и без проволочек».
Дополнением к такому сервису должна стать возможность проведения электронных техосмотров и медосмотров — причем в последние предлагается интегрировать диагностическую карту водителя, чтобы можно было оперативно отслеживать изменения в его состоянии.
Еще один существенный аспект — ускоренное урегулирование ДТП. Сейчас, по словам Смелова, это занимает около 30 дней. Новая система позволит сократить этот период до 10-15 минут, после чего страховую выплату автоматически зачислят водителю на карту. Для этого предусмотрена система автоматической фиксации повреждений на основе ИИ: искусственный интеллект будет анализировать снимки машины после ДТП, обрабатывать их, оценивать ущерб и сразу передавать заявку на компенсацию с минимальным участием человека.
Наконец, в ЦСР предложили снять ограничения на оформление разрешений на работу в такси. Сейчас получить такое разрешение можно только в регионе, где человек зарегистрирован. Это требование, отметил Павел Смелов, во-первых, сильно ограничивает приток водителей — по данным Центра, оно становится непреодолимым барьером для половины кандидатов, — а во-вторых, все равно никем и нигде толком не соблюдается. Кроме того, отмена ограничений могла бы стимулировать междугородные пассажирские перевозки, чтобы у людей, которые едут куда-то организованно, компанией, появилась возможность вызывать для этого нормальный транспорт, а не кооперироваться в чатах и нанимать непроверенных частников.
В приоритете — туристические регионыНовый ЭПР, как отметили участники обсуждения, пока что не вносили в Минтранс. Однако в ведомстве его уже заочно поддержали.
«То, что мы наработаем в рамках эксперимента, — это, по сути, пожелания к новациям в Федеральный закон «О такси», — отметил статс-секретарь — заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев. — Мы прекрасно понимаем, что где-то у нас пока рынок не готов к введению изменений, где-то регионы не готовы, где-то есть нестыковки в смежных отраслях права. Поэтому сразу вносить какие-то новации в федеральный закон было бы преждевременно. В этом плане та правоприменительная практика, которую мы получим по итогам ЭПР, может стать очень хорошим подспорьем».
По словам Зверева, хоть экспериментальный режим и рассчитан на три года, дожидаться его окончания для внедрения наиболее перспективных новаций не будут: изменения в закон планируется начать вносить уже с 2026 года.
Поддержали инициативы и в Минэкономразвития. «Если говорить конкретно про оформление ДТП, то у нас сегодня настолько мощный финтех, что мы можем в приложении на телефоне квартиру купить, — напомнил директор департамента цифрового развития и экономики данных Владимир Волошин. — А если неудачно поцарапали бампер — теряем колоссальное количество времени. При этом для таксистов этот аспект особенно важен, потому что им необходимо постоянно оставаться в движении. Если же в целом, то, как показывает практика, если мы те или иные решения устанавливаем без эксперимента, это может вызвать трудности при их реализации. Так что подход хороший, правильный, будем ему содействовать».
В каких регионах заработает новый режим, пока неясно. Однако, по словам участников обсуждения, скорее всего, это будут курортные и туристические регионы, где потребность в перевозках, в том числе междугородных, высока, а транспортные вопросы урегулированы недостаточно.
Свежие комментарии