На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 092 подписчика

Свежие комментарии

  • Астон Мартин
    а где смеяться то надо ???🤔Володин поздравил...
  • Nik Nik
    Ну да, смешноМаска рассмешила ...
  • Ингерман Ланская
    и савейских анекдотов: На экзамене по истории. - В каком году в России было отменено крепостное право? - Ну... это......Володин поздравил...

Маркетплейсы: игра в одни ворота

За последние два года проблемы с маркетплейсами вышли на самый высокий уровень. Не так давно премьер-министр Михаил Мишустин обсудил жалобы на ведущие интернет-магазины с главой ФАС России Максимом Шаскольским, дважды за последний месяц тема маркетплейсов оказалась в фокусе внимания Президента РФ. И вот новые поводы — с 9 июня один из крупнейших маркетплейсов страны в одностороннем порядке поднимет комиссию с продаж почти для всех своих категорий товаров на 5 п.

 п.

Для огромного числа предпринимателей это стало неожиданным, но очень болезненным изменением, а сама ситуация наглядно показывает власть лидеров электронной коммерции над остальными участниками рынка.

Сегодня крупнейшие маркетплейсы имеют мощную разветвленную сеть ПВЗ, которая в разы превышает сети розничных магазинов или отделений Почты России. Маркетплейсы контролируют прямо или косвенно не только всю инфраструктуру, в рамках которой осуществляется торговля, но и действия предпринимателей, которые скованы офертами и логикой алгоритмов на платформах. При этом сами платформы вольны в одностороннем порядке вносить изменения без согласования с предпринимателями. Некоторый порядок должен был навести законопроект «О платформенной экономике», который, как ожидалось, ограничит частоту изменения оферт сроком не чаще чем 1 раз в 3 месяца. Однако пока он даже не внесен в Госдуму на обсуждение.

Сейчас судебные разбирательства с маркетплейсами являются единственной доступной возможностью предпринимателей защитить свои права. «Суды рассматривают споры продавцов с маркетплейсами как обычные коммерческие споры между хозяйствующими субъектами в делах о начислении штрафов, блокировке аккаунтов и иных ограничениях», — говорит Анна Гилева руководитель юридической компании EVERLEX. По ее мнению, специфика таких дел часто связана именно с офертами маркетплейсов, которые постоянно обновляются, суды учитывают это и нередко встают на сторону продавцов, признавая их слабой стороной.

«Обеспечить баланс интересов участников рынка без ответственности маркетплейсов невозможно, ведь именно маркетплейсы формируют инфраструктуру, в рамках которой взаимодействуют участники рынка», — замечает Карина Скоморохова, старший юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом «Семенов и Певзнер». Существующее законодательство позволяет относительно эффективно решать вопросы о распределении ответственности в судебных делах, связанных с маркетплейсами, но тем не менее существуют недостатки законодательства, считает она.

Социологи из Центра социального проектирования «Платформа», которые провели исследование практики более чем 700 продавцов, отмечают, что, по мнению предпринимателей, добиться компенсации за ошибки можно через суд, но ущерб в размере нескольких сотен тысяч рублей проще принять как неизбежные убытки, чем тратить время, силы и ресурсы на судебные разбирательства с платформой, рискуя впоследствии получить блокировку.

Между тем одностороннее изменение условий, а как правило, их ухудшение, — это не единственная претензия к маркетплейсам. По данным исследования «Платформы», продавцы на маркетплейсах часто сталкиваются с такими трудностями, как высокие комиссии площадок (отметили 32% респондентов), недобросовестные действия конкурентов (27%), потеря товаров (27%), технические сбои в работе площадки (23%), несправедливые или слишком высокие штрафы (21%), навязывание услуг (20%) и другие. Все это может являться нарушением антимонопольного законодательства, где это трактуется как злоупотребление доминирующим положением.

Однако пока эти вопросы не затронуты регулированием, тогда как чрезмерные аппетиты маркетплейсов превращают онлайн-рынок в «красный океан». По данным T-Data, через год после начала работы на онлайн-площадках остается работать лишь 40-60% продавцов, тогда как остальные либо ликвидируются, либо работают на минимальном уровне.

Особенность платформ состоит в том, что высокий уровень цифровизации отношений позволяет им быстро настраивать свою модель извлечения прибыли — если ограничат размеры комиссий, они смогут навязывать услуги или увеличить штрафы. Одними полумерами тут не обойтись. По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаила Делягина, «маркетплейс — это фирма, которая вместила рынок в себя, не участник рынка, а его организатор, это он и есть инфраструктура этого рынка. Это обеспечивает ему качественно большую рыночную власть и над продавцами, и над потребителями, и над поставщиками. Большая рыночная власть требует большего регулирования со стороны государства».

Дискриминация — это тоже антимонопольное нарушение, когда поставщик услуги, в данном случае платформа, устанавливает разные условия для схожих контрагентов. Например, если продавец отказывается участвовать в автоскидках, его товар теряет конкурентоспособность, так как маркетплейс лишает его хороших позиций в поисковых выдачах. Сами автоскидки являются не чем иным как демпингом по отношению к другим участникам рынка и тоже должны пресекаться ФАС России.

«Действующее антимонопольное законодательство и нормы о конкуренции, включая пятый антимонопольный пакет, в нынешней ситуации оказываются малоэффективными и в значительной степени не способствуют решению наших задач», — считает Алексей Ситников, заместитель председателя Комитета Госдумы по защите конкуренции.

 

Ссылка на первоисточник
наверх