На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 093 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей
    Давно пора! Что за привычка в стране ждать жаренного петуха или увесистого пенделя?За продажу энерге...
  • Maxim
    Wir kapituliren nie - писали на заборах, не помогло..Володин: Россия н...
  • Астон Мартин
    а где смеяться то надо ???🤔Володин поздравил...

Дети войны: как советская власть спасала беспризорников и сирот

В 2025 году Россия празднует 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Для побед на фронте, работы в тылу, помощи раненым и беженцам с 1941 по 1945 год советской властью были приняты сотни нормативных актов. Война заставила серьезно перекроить правовое поле страны. «Парламентская газета» рассказывает об архивных документах, определявших жизнь на фронте и в тылу от начала немецкого вторжения до Великой Победы.

Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU. Сегодня рассказываем, когда появились легендарные суворовские училища, кому доверяли патронат сирот и как беспризорников забирали с улиц и рынков.

Взять в семью

В годы войны многие дети осиротели или потерялись во время масштабных эвакуаций и в результате оказались на улице. Только в 1942 году органы НКВД изъяли 252 тысячи безнадзорных детей с улиц и рынков. 23 января 1942 года Совет народных комиссаров СССР подписал постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Совнаркомы республик и исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся обязаны были обеспечить устройство беспризорников.

НКВД забирали мальчишек и девчонок в возрасте до 15 лет с улиц и размещали их в приемниках-распределителях. Там они находились не более двух недель, а затем детей переводили в детские организации или определяли на патронирование. Ребят старше 14 лет могли устроить на работу в промышленности или сельском хозяйстве. Людям, принявшим на воспитание осиротевших детей, выдавали ежемесячное пособие в размере 50 рублей на одного ребенка.

Правила воспитания сирот определяла инструкция «О патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей», утвержденная постановлением Совнаркома 3 апреля 1943 года.

Патронировать детей могли семьи рабочих, служащих и колхозников на добровольных началах. В семьи отдавали детей от 5 месяцев до 14 лет, в исключительных случаях — до 16 лет. Дети до 5 месяцев попадали на патронат, только если их могли обеспечить грудным вскармливанием в семье или через пункты сбора грудного молока.

Отделы народного образования и здравоохранения должны были вести разъяснительную работу среди населения о патронировании, знакомиться с условиями жизни семей, изъявивших желание принять ребенка, наблюдать за воспитанием сирот.

Преемственность поколений

В 1943 году советские власти решили открыть суворовские военные училища. Их создание утверждено постановлением Совета народных комиссаров «О неотложных мерах по восстановлению хозяйств в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Воспитанниками должны были стать дети воинов Красной армии, партизан, а также дети советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов.

Училища организовали по образцу дореволюционных кадетских корпусов. В первые девять училищ планировали принять 4,5 тысячи человек, по 500 ребят в каждое. Воспитанники должны были учиться семь лет в закрытом пансионе.

Традиция детских военизированных заведений восходит к временам Российской империи, рассказал «Парламентской газете» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Они были упразднены, но затем вновь появились, и не случайно именно в период Великой Отечественной войны. Военизированное образование для подростков и юношей стало одним из факторов мобилизации советского общества. По словам политолога, характерная черта суворовских и нахимовских училищ — потомственность: многие дети и внуки и сейчас идут по стопам своих предков и служат Отечеству.

Государство взяло курс на то, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты, беспризорные были интегрированы в госструктуры, отметил доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО Владимир Шаповалов. Это было важным воспитательным элементом, и значительную роль здесь играли военные училища.

 

Ссылка на первоисточник
наверх