В 2025 году Россия празднует 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Для побед на фронте, работы в тылу, помощи раненым и беженцам с 1941 по 1945 год советской властью были приняты сотни нормативных актов. Война заставила серьезно перекроить правовое поле страны. «Парламентская газета» рассказывает об архивных документах, определявших жизнь на фронте и в тылу от начала немецкого вторжения до Великой Победы. Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU. Сегодня рассказываем, когда появились легендарные суворовские училища, кому доверяли патронат сирот и как беспризорников забирали с улиц и рынков.
Взять в семьюВ годы войны многие дети осиротели или потерялись во время масштабных эвакуаций и в результате оказались на улице. Только в 1942 году органы НКВД изъяли 252 тысячи безнадзорных детей с улиц и рынков. 23 января 1942 года Совет народных комиссаров СССР подписал постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Совнаркомы республик и исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся обязаны были обеспечить устройство беспризорников.
НКВД забирали мальчишек и девчонок в возрасте до 15 лет с улиц и размещали их в приемниках-распределителях. Там они находились не более двух недель, а затем детей переводили в детские организации или определяли на патронирование. Ребят старше 14 лет могли устроить на работу в промышленности или сельском хозяйстве. Людям, принявшим на воспитание осиротевших детей, выдавали ежемесячное пособие в размере 50 рублей на одного ребенка.
Правила воспитания сирот определяла инструкция «О патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей», утвержденная постановлением Совнаркома 3 апреля 1943 года.
Патронировать детей могли семьи рабочих, служащих и колхозников на добровольных началах. В семьи отдавали детей от 5 месяцев до 14 лет, в исключительных случаях — до 16 лет. Дети до 5 месяцев попадали на патронат, только если их могли обеспечить грудным вскармливанием в семье или через пункты сбора грудного молока.Отделы народного образования и здравоохранения должны были вести разъяснительную работу среди населения о патронировании, знакомиться с условиями жизни семей, изъявивших желание принять ребенка, наблюдать за воспитанием сирот.
Преемственность поколенийВ 1943 году советские власти решили открыть суворовские военные училища. Их создание утверждено постановлением Совета народных комиссаров «О неотложных мерах по восстановлению хозяйств в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Воспитанниками должны были стать дети воинов Красной армии, партизан, а также дети советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов.
Училища организовали по образцу дореволюционных кадетских корпусов. В первые девять училищ планировали принять 4,5 тысячи человек, по 500 ребят в каждое. Воспитанники должны были учиться семь лет в закрытом пансионе.
Традиция детских военизированных заведений восходит к временам Российской империи, рассказал «Парламентской газете» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Они были упразднены, но затем вновь появились, и не случайно именно в период Великой Отечественной войны. Военизированное образование для подростков и юношей стало одним из факторов мобилизации советского общества. По словам политолога, характерная черта суворовских и нахимовских училищ — потомственность: многие дети и внуки и сейчас идут по стопам своих предков и служат Отечеству.
Государство взяло курс на то, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты, беспризорные были интегрированы в госструктуры, отметил доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО Владимир Шаповалов. Это было важным воспитательным элементом, и значительную роль здесь играли военные училища.
Свежие комментарии