Ушедшие из России зарубежные бренды почти со стопроцентной вероятностью не вернутся в 2025 — по словам участников отрасли, даже если все необходимые процедуры начнутся прямо сейчас, они растянутся не меньше чем на год. К тому же сроки могут дополнительно увеличиться, поскольку бренды будут проходить через оценочный механизм для выявления среди них тех, кто активно критиковал нашу страну и СВО, и формирования для них особых условий, включающих компенсационные выплаты и инвестиции в российскую экономику. С предложением такой механизм создать выступили парламентарии.
«Каждый случай следует рассматривать индивидуально»Как сообщил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков, необходимый механизм, по сути, уже существует.
«У нас есть специальная правительственная комиссия, — пояснил сенатор. — Согласно указу президента, она занимается, в частности, согласованием сделок по уходу иностранных компаний из России. На мой взгляд, ее полномочия можно было бы распространить и на те компании, которые, наоборот, хотят к нам вернуться».
По словам собеседника издания, на рассмотрение следовало бы отправлять прежде всего те компании, которые после ухода из России были замечены в какой-либо дискредитирующей деятельности: критике СВО или государственного строя и так далее.
«При этом, на мой взгляд, не может быть какой-то единой для всех процедуры, — уточнил Шендерюк-Жидков. — Должен быть некий оценочный механизм, чтобы каждый случай рассматривался индивидуально».
Сенатор уточнил также, что появление подобного механизма не требует какого-либо дополнительного законодательного урегулирования, поскольку деятельность комиссии регламентируется и определяется указами президента.
Между тем в Госдуме, помимо специальных платежей за возврат, предложили ввести еще и повышенные пошлины для компаний, производящих товары, которые в России научились делать не хуже. А в отраслях, где отечественные производители пока не могут делать все сами — как, например, в автомобильной, — установить жесткие требования по локализации.
«Россия — это не проходной двор, — заявил в интервью ТАСС руководитель фракции партии «Новые люди» в Госдуме Алексей Нечаев. — Многие западные компании ушли, громко хлопнув дверью, а теперь снова хотят вернуться и продолжить зарабатывать. Позволить им вернуться просто так будет неуважением к российским предпринимателям и здравому смыслу».
Также парламентарий предложил установить однозначный запрет на возвращение для компаний, которые за время отсутствия в России занимались финансированием ВСУ.
Испанцы первые в очереди, шведам придется подождатьО том, что для брендов, которые захотят вернуться в Россию, скорее всего, будет предусмотрен «компенсационный» механизм, говорят и непосредственные участники отрасли. И, судя по всему, за его разработку нужно будет взяться совсем скоро. Так, по словам вице-президента Союза торговых центров Павла Люлина, иностранные бренды действительно изъявляют желание вернуться в Россию. Но пока что переговоры ведутся только общие — до обсуждения процесса с конкретными площадками дело пока не дошло.
«Пока что нет основного триггера, — отметил эксперт. — Им должно стать начало отмены санкций — прежде всего тех, которые касаются трансграничных барьеров по оплате, по поставкам товаров и так далее. Но заинтересованность есть — причем как у российских торговых центров, так и у самих брендов».
Нет ясности и по условиям возвращения. Свободных площадок, по словам Павла Люлина, в ТЦ осталось не так много: почти все они заняты российскими аналогами.
«Я уверен, что иностранным брендам необходимо будет внести некую «плату за возвращение», — уточнил собеседник издания. — Возможно, она будет выражаться в повышенных арендных ставках, в инвестировании в российскую экономику, в открытии здесь представительства, поставке каких-то оговоренных товаров, повышенных пошлинах и так далее».
Не исключено, добавил вице-президент СТЦ, что возросшие расходы вернувшиеся бренды попытаются заложить в стоимость своих товаров. Но здесь естественным ограничительным фактором должно стать наличие российских аналогов, к которым народ уже успел привыкнуть и которые успел «распробовать». Эффект узнавания сработает вряд ли: так что, взвинтив цены, иностранные бренды рискуют попросту проиграть в конкурентной борьбе.
Если говорить о составе брендов, то, отметил Павел Люлин, больше всего шансов вернуться у различных производителей одежды.
«Наиболее вероятные шансы быстро вернуться у Inditex (Zara+), так как сохранилась инфраструктура, места, офис, сотрудники, — подчеркнул эксперт. — Из другого крупняка есть шансы увидеть в российских ТЦ еще Uniqlo. Большинство ТЦ, к слову, верит, что возвращение Zara — это сродни возвращению в счастливые доковидные годы, где и трафик был, и доходы. Поэтому мест жалеть не будут, в том числе и «высаживая» других арендаторов».
А вот кого в ближайшие несколько лет мы, по словам вице-президента СТЦ, точно не увидим, так это IKEA и H&M. Обе шведские компании уходили всерьез и «с размахом» — распродавая все активы, разрывая контракты с поставщиками и так далее. В результате, например, для изначально ориентированной на большие пространства IKEA попросту не осталось свободных площадей. Поэтому что одним, что другим, по сути, придется выстраивать весь бизнес в России заново, что займет не один год.
Впрочем, и двери остальных магазинов под узнаваемыми иностранными вывесками просто так не распахнутся. Более того — по словам Павла Люлина, в 2025 году этого можно и вовсе не ждать.
«Возвращение брендов — процесс небыстрый, — заключил вице-президент СТЦ. — И даже если санкции снимут прямо завтра и он запустится в полную силу, все надлежащие процедуры займут не меньше года. Поэтому, на мой взгляд, возвращение кого-либо из ушедших до 2026 года практически исключено».
С автомобильными брендами все еще сложнее.
«Текущие международные санкции в любом случае, даже при желании брендов вернуться, не дали бы им этого сделать, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр. — К тому же, даже если их снимут, процесс возвращения будет небыстрым и, я бы даже сказал, мучительным. И по крайней мере первое время — строго через ретейл, через розничные продажи, поскольку большинство заводов либо уже продано, либо оборудование на них перенастроено под новые нужды».
Одни — навсегда, другие — на времяНапомним: массовый «исход» иностранных брендов из России начался в 2022 году на фоне СВО и западных санкций. Кто-то уходил всерьез и насовсем, как упомянутая выше IKEA, кто-то, как McDonald`s, — с продажей бизнеса местным лицензиатам.
На сегодняшний день ситуация в основном стабилизировалась. Так, например, мебель IKEA по факту никуда и не делась: компания предпочитала не завозить свою продукцию из-за рубежа, а изготавливать на месте, так что даже после ее ухода у российских поставщиков остались и мощности, и каналы поставок. В итоге ее нишу поделили несколько брендов, среди которых, в частности, оказался бренд «Ангстрем», который на протяжении 20 лет делал для IKEA мебель, и белорусский Swed House. При этом не только продукция осталась прежней, но в большинстве случаев и формат: тот же «Ангстрем», к примеру, перенял фирменную «икеевскую» концепцию с размещением мебели в маленьких обставленных «комнатках» прямо в торговом зале. А Swed House и вовсе переводится как «шведский дом».
Умнее и дальновиднее поступил Hyundai. Как сообщило накануне корейское издание Yonhap News Agency, после телефонного разговора Владимира Путина и Дональда Трампа концерн всерьез заинтересовался выкупом обратно своего завода в Ленобласти — благо, такое право сроком на два года у него в момент продажи сохранялось. При этом в самой компании Hyundai Motor изданию заявили, что точно «еще ничего не известно». Сегодня, напомним, мощности корейцев в городе Сестрорецк занимает компания «Арт-Финанс», а сам завод официально переименован в «Автомобильный завод АГР» («Автозавод АГР») и выпускает авто под маркой Solaris.
Интерес к возвращению в Россию, по информации зарубежных СМИ, питает и компания McDonald`s. В мае 2022 года она распродала весь свой бизнес, включавший 850 ресторанов быстрого питания. Сегодня в бывших ресторанах McDonald's находится пришедший ему на смену российский аналог — «Вкусно — и точка». При этом в 2023 году в интервью ТАСС владелец сети Александр Говор заявлял, что американская компания изначально закладывала в схему продажи механизм возвращения: сразу после потепления международной обстановки бизнес планировалось выкупить обратно, а сам Говор стал бы первым претендентом на мастер-франчайзинг.
Свежие комментарии