Сообщения, что водители не пропускают на дороге скорую помощь, регулярно появляются в СМИ. Такое нарушение может стоить жизни многим пациентам. И хотя сейчас за подобное поведение на дорогах предусмотрена и административная, и уголовная ответственность, водители часто остаются безнаказанными. Депутат Бадма Башанкаев предложил пересмотреть ответственность за подобные нарушения. А член Общественной палаты РФ Александр Холодов считает, что исправить ситуацию могут спецсредства в машинах скорой. Какой срок грозит тем, кто игнорирует скорую помощь на дорогах, — в материале «Парламентской газеты».
Серьезное преступлениеВ начале января в СМИ появились сообщения, что на Третьем транспортном кольце Москвы водительница Lexus не стала пропускать скорую с мигалками. На ситуацию обратил внимание первый зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев. 17 января он написал в своих официальных соцсетях, что подобный случай — не единичный. И сегодня ситуация такова, что бессердечные нарушители часто остаются безнаказанными.
«Как врач и одновременно представитель законодательной власти я глубоко обеспокоен — сегодня наши законы и правоприменительная практика оставляют слишком много возможностей для тех, кто безответственно и бездушно относится к сигналам машин скорой помощи», — сказал Бадма Башанкаев «Парламентской газете».
Соблюдение Правил дорожного движения — это не просто формальность, а вопрос жизни и смерти, отметил депутат. Он призвал каждого водителя задуматься, что он сам или его близкие могут однажды оказаться в машине скорой помощи и им тоже потребуется дорога, свободная от препятствий.
«Как парламентарий я уверен, что нам необходимо срочно пересмотреть действующие нормы, определяющие ответственность за подобные нарушения», — сказал Башанкаев. Каждый водитель должен знать: игнорирование сигналов скорой помощи — это преступление, которое повлечет за собой серьезные последствия. Закон должен работать на защиту здоровья и жизни граждан.
Штраф и лишение правХотя для водителей, не пропускающих скорую помощь, уже предусмотрена ответственность, действующие штрафы их не останавливают. Статья 12.17 КоАП гласит: если водитель не предоставил преимущество транспорту с включенными проблесковым маячком, специальным звуковым сигналом, надписями и обозначениями на борту, штраф составит до 7,5 тысячи рублей. Водителя также могут лишить прав на срок от трех месяцев до одного года.
По данным МВД, в 2020 году было возбуждено 2655 дел о подобных правонарушениях, в 2021-м — 2655, а за 9 месяцев 2023-го — 1544. Все они касаются непредоставления преимущества не только скорой, но и машинам полиции, спасателей, пожарных и так далее, отметил Башанкаев.
Для водителей предусмотрена и уголовная ответственность по статье 124.1 УК «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Нарушителям в том числе грозит штраф в размере до 80 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до двух лет. А если в результате подобных действий пациент погиб, можно попасть за решетку на четыре года.
Искать не придетсяПо мнению члена Общественной палаты Александра Холодова, ситуацию может исправить понятный механизм — установка системы фиксации нарушений на автомобилях скорой помощи. «Чтобы у них, когда водитель включает световые и звуковые сигналы, автоматически начинал работать и комплекс фиксации, что им не предоставляют преимущество. Чтобы это видео сохранялось. А еще лучше данные сразу передавались в ГИБДД как заявление о правонарушении. Тогда владельца не пропустившей скорую машины и искать не придется. В ГИБДД все данные есть. Технически это возможно. Но юридически, думаю, для этого понадобятся поправки в Административный кодекс», — сказал Холодов «Парламентской газете».
По словам зампреда Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, принятие такой нормы будет важным шагом вперед в направлении обеспечения дорожной безопасности и доступности территорий дворов для «скорой».
«Если данная инициатива поступит в Госдуму, мы обязательно её рассмотрим, — сказал депутат «Парламентской газете». — К сожалению, не все водители понимают, насколько важна каждая секунда для оказания медпомощи. Преступные инциденты отказа уступить «скорой» происходят не только на дорогах, где практически повсеместно ведется автоматическая видеофиксация нарушений, но и во дворах. Пока еще не в каждом городе есть камеры у подъездов и в местах массового пребывания людей, как, например, это сделано в Москве в рамках «Безопасного города».
Анатолий Выборный убежден, что видеофиксация — хорошая превентивная дисциплинирующая мера. Она облегчает работу ГИБДД и следователям при проведении проверочных мероприятий по установлению обстоятельств правонарушения в случае непредоставления дороги врачам, спешащим к больным для спасения их жизни.
Свежие комментарии