
Около 1,1 миллиона студентов зачислено в колледжи в рамках приемной кампании 2025 года, сообщил глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов в докладе президенту Владимиру Путину 17 сентября. В 2024/25 учебном году программы среднего профессионального образования выбрали 62,5 процента выпускников девятых классов, годом ранее — 60. Общая численность студентов колледжей и техникумов составила 3,85 и 3,71 миллиона соответственно. Изменились и приоритеты по направлениям подготовки за счет бюджета. Желающих работать в сфере услуг и сельском хозяйстве стало больше на 2,2 процента. Зато резко упал спрос на специалистов по экономике и праву — с 18,4 процента до 5,8. Об этом «Парламентской газете» рассказали в пресс-службе Минпросвещения. Обновленную статистику ведомство представило в проекте постановления Правительства, которое вносит изменения в государственную программу «Развитие образования» до 2030 года. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Колледжи — лифт в будущееВ 2024/25 учебном году программы среднего профессионального образования (СПО) реализовывали 3200 профессиональных образовательных организаций вместо 3196, как было годом раньше, и 634 филиала — за год их стало на два меньше. Кроме того, по таким программам готовили 393 вуза и 452 их филиала. Общая же численность студентов СПО по всем формам обучения составила 3,85 и 3,71 миллиона соответственно.
«Популярность системы среднего общего образования растет: в 2024/25 учебном году 62,5 процента девятиклассников выбрали колледжи и техникумы страны, в 2023/24 учебном году — 60, — сообщили «Парламентской газете« в пресс-службе Минпросвещения.
— Ежегодно увеличивается прием в колледжи, он превышает один миллион двести тысяч человек. Контингент обучающихся составляет 3,85 миллиона человек. На престиж системы СПО повлияла запущенная в 2023 году единая модель профориентации учеников 6—11-х классов. Профориентационными мероприятиями охвачено более 8,5 миллиона школьников. К ним подключены 13,4 тысячи предприятий».Большой вклад в самореализацию молодежи вносят соревнования по профмастерству — чемпионат высоких технологий, чемпионаты «Профессионалы» и «Абилимпикс», добавили в ведомстве.
«Что касается востребованных на рынке труда профессий и специальностей, то мы ориентируемся на прогноз кадровой потребности экономики страны, разработанный Минтрудом, — уточнили „Парламентской газете“ в пресс-службе Минпросвещения. — Сейчас экономика направлена на развитие ее суверенитета, и, конечно, на первое место выходят такие направления, как машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, электронная промышленность, строительная, атомная отрасли, индустрия робототехники».
На бюджет — только на нужные специальностиВ 2023/24 учебном году в организации СПО поступили 1,22 миллиона человек. Из них 758,9 тысячи — на бюджет. В 2024/25-м — 1,26 и 750,7 соответственно.
По отраслям в 2023/24 и 2024/25 учебных годах студенты распределились так:
технические науки — 53,6 процента и 54,5, сфера услуг — 7,3 процента и 9,5, здравоохранение — 11,4 процента и 9,5, сельское хозяйство — 5,1 процента и 7,3, образование и физическая культура — 6,5 процента и 7,2, экономика и право — 18,4 процента и 5,8, искусство и культура — 4,5 процента и 4,8, реклама, делопроизводство, социальная работа — 1,7 процента и 1,4.В 2023 году колледжи и техникумы окончили 818,4 тысячи специалистов, в 2024-м — 851,6. Уровень занятости выпускников 2022 года составил 84,5 процента, 2023-го — более 80.
В проекте постановления Правительства есть и другие любопытные факты. В частности, в системе среднего профессионального образования в качестве основной формы государственной итоговой аттестации внедрен демонстрационный экзамен — единственный массовый объективный инструмент оценки качества обучения. В 2023 году его сдали 395 402 человека на базе 16 340 организаций-работодателей, в 2024-м — 364 833 на 17 222 предприятиях.
Востребованы также центры опережающей профессиональной подготовки — агрегаторы образовательных ресурсов регионов, оказывающие содействие в подготовке кадров в части предложения лучших условий обучения, подборе места обучения и преподавателей. В 2023 году общее их количество в Российской Федерации достигло 74. В 2024-м — 100.
Профессионалам — дорогаРасширяется и проект «Профессионалитет», сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе Минпросвещения.
«В целях решения задач по достижению технологического суверенитета в рамках инициативы социально-экономического развития РФ «Профессионалитет» реализуются программы дополнительного профессионального образования для педагогических работников, предусматривающие освоение технологий работы на современном оборудовании, новых знаний и умений, а также позволяющие эффективно организовать учебную деятельность обучающихся, — говорится в проекте постановления. — К 2024 году обучение прошли 37 702 человека. По уточненным данным — 50 807 человек».
По данным Минпросвещения, за 2022/23 учебный год в рамках федеральной программы «Профессионалитет» создано 220 кластеров, включающих 925 образовательных организаций в 68 субъектах Российской Федерации, по 22 отраслям. В следующем году было уже 370 кластеров, включающих более 2000 предприятий, 1280 образовательных организаций в 79 субъектах Российской Федерации по 24 отраслям на основе интеграции колледжей и предприятий.
За последние несколько лет система СПО «из запасного аэродрома была пересобрана», сказал «Парламентской газете» министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке.
«Она превратилась в социальный лифт и надежную жизненную траекторию, — отметил он. — И сегодня это стратегический выбор для молодых людей, стремящихся к финансовой независимости и профессиональной реализации».
По его словам, это стало возможным благодаря двум ключевым преобразованиям.
«Во-первых, кардинально обновляется инфраструктура колледжей: по всей стране создаются мастерские нового поколения, оснащенные современным оборудованием. Студенты работают на том же оборудовании, что и на действующих предприятиях, — сказал министр. — Во многом это происходит благодаря проекту «Профессионалитет». Мы знаем об этом не понаслышке: Челябинская область — один из лидеров инициативы по количеству кластеров. Во-вторых, идет интеграция с реальным сектором экономики: предприятия становятся полноценными партнерами колледжей. Они активно участвуют в разработке образовательных программ, формируя конкретный заказ на нужных специалистов и предоставляя базы для практики. Это напрямую влияет на смену приоритетов в пользу востребованных секторов экономики».
Карьерные карты выпускников становятся эффективным инструментом дальнейшей профессиональной самореализации, считает он.
«Кроме того, колледжи превращаются в региональные центры социального притяжения, становясь площадками для проведения чемпионатов профессионального мастерства и повышения квалификации работающих специалистов, что также повышает их привлекательность для ребят, планирующих свою будущую жизнь», — сказал «Парламентской газете» Виталий Литке.


Свежие комментарии