Штрафы для таксопарков за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП) могут снизить с одного миллиона до сорока тысяч рублей. Соответствующий законопроект к первому чтению Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству поддержал на заседании 23 июня. На что пассажир такси может претендовать в случае ДТП или другой нештатной ситуации во время поездки, узнала «Парламентская газета».
Полис безопасности пассажираЖизнь и здоровье пассажира общественного транспорта в России застрахованы по закону об ответственности перевозчика. Такси — это тоже общественный транспорт, поэтому в 2023 году организаторов этого бизнеса, а также занимающихся перевозками пассажиров индивидуальных предпринимателей и самозанятых обязали оформлять полисы ОСГОП.
Обязательной новая страховка стала с 1 сентября 2024 года, водители, которые не оформят полис, не смогут получить разрешение на перевозку пассажиров, службы заказа должны отключить их от своих информационных сервисов. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья об ответственности за нарушение требований о страховании ответственности перевозчика. Штрафы по ней для должностных лиц составляют от 40 тысяч до 50 тысяч рублей, для организаций — от 500 тысяч до одного миллиона рублей.
Такие суммы несоразмерны с последствиями административного правонарушения, посчитали члены думского Комитета по защите конкуренции и внесли 17 марта 2025 года законопроект, предполагающий снижение штрафов.
Индивидуальных предпринимателей и самозанятых предложили штрафовать на сумму от 20 тысяч до 25 тысяч рублей, юрлиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.
Не разорить бизнесСредняя стоимость полиса ОСГОП для такси составляет 3,4 тысячи рублей. Ошибка при оформлении договора, иногда это даже одна буква или запятая, что делает полис недействительным, может повлечь наложение штрафа в миллион рублей и тем самым разорить таксопарк, большинство из которых являются малым бизнесом. Об этом «Парламентской газете» сказал первый зампред Комитета Госдумы по защите конкуренции Игорь Игошин.
«В такси, как и в любом другом виде транспорта, не исключены риски пропуска сроков переоформления договора ОСГОП, однако действующие штрафы ощутимы даже для большого таксопарка, который могут поставить на грань банкротства», — объяснил депутат.
По его словам, соразмерность в данном случае означает, что нельзя мерить одной меркой авиационную или крупную транспортную компанию и локальный таксопарк.
На безопасности перевозок снижение штрафа не отразится в худшую сторону, как и не повлияет на их стоимость, считает Игорь Игошин. Главное — обеспечить неотвратимость наказания, что мотивирует водителей приобретать полисы, то есть работать по закону.
Основная цель регулирования — учесть права граждан, которые являются пассажирами такси, добавил член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Никита Румянцев. В настоящее время предусмотрен льготный механизм оплаты штрафа за отсутствие или ошибку в полисе ОСГОП, напомнил он.
«В связи с этим законопроект требует дополнительного обсуждения и доработки», — заключил депутат.
Тем не менее ответственный комитет поддержал законопроект к первому чтению, после чего его планируют доработать.
Куда идти за деньгамиС 1 сентября 2024 года пассажиры такси имеют право на выплату по ОСГОП до двух миллионов рублей за вред жизни или здоровью, до 23 тысяч рублей — за причинение вреда имуществу.
Конкретный размер компенсации страховая компания устанавливает после обращения пострадавшего. Пассажир может получить деньги вне зависимости от того, кто стал виновником ДТП, объяснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по финрынку Николай Цед. Человеку нужно обращаться в страховую компанию, оформившую ОСГОП водителю. Ее название можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков, введя номер автомобиля.
Чтобы рассчитать выплату, пострадавший должен предоставить необходимые документы. Их перечень утвердил Центробанк, главные — документы от правоохранителей о факте аварии и медицинские справки, подтверждающие вред здоровью. Конкретная сумма будет зависеть от степени нанесенного вреда. Например, за черепно-мозговую травму можно получить 5-25 процентов от максимальной суммы, за повреждение зрения — 5-15 процентов, за перелом руки — 4-15 процентов и так далее.
На рассмотрении Госдумы находится законопроект, предполагающий возможность оформления краткосрочных полисов ОСГОП — от десяти дней, напомнил Николай Цед. В первом чтении документ приняли в феврале 2025 года. Гибкость в этом вопросе выведет еще больше водителей из тени, а значит, больше поездок будут застрахованы, заключил депутат.
Свежие комментарии