Федеральный перечень школьных учебников пополнят еще несколько. Среди них четыре по истории России и пять — по всеобщей истории. Приказ об их включении в список находится на государственной регистрации в Министерстве юстиции, сообщило Минпросвещения на своем официальном сайте. Прежде всего в них усилены главы о роли России в мировой истории и устранен дисбаланс в количестве информации о Европе и странах Востока. Подробнее об этом «Парламентской газете» рассказал один из авторов пособия по всеобщей истории для 5-9-х классов, историк, действительный член Российской академии наук Александр Чубарьян.
О Родине и не толькоВ октябре процедуру апробации успешно прошли четыре учебника истории, созданные авторским коллективом во главе с помощником президента Владимиром Мединским и ректором МГИМО, академиком РАН Анатолием Торкуновым. Это «История России, IX — начало XVI в.: 6-й класс», «История России, XVI-XVII вв.: 7-й класс», «История России, XVIII — начало XIX в.: 8-й класс», «История России, 1825-1914 гг.: 9-й класс».
Более 99 процентов положительных оценок по различным критериям получили пять учебников по всеобщей истории, подготовленные под руководством Владимира Мединского и академика РАН Александра Чубарьяна. Среди них «История Древнего мира: 5-й класс», «История Средних веков: 6-й класс», «История Нового времени, конец ХV-XVII в.: 7-й класс», «История Нового времени, XVIII — начало XIX в.: 8-й класс», «История Нового времени, XIX — начало ХХ в.: 9-й класс».
Научно-методический совет по учебникам Минпросвещения обсудил отчеты об апробации и все девять пособий решил включить в федеральный перечень, установив, что экспертные заключения будут действовать бессрочно.
Больше Китая, Индии, АфрикиВ новых учебниках есть ключевые моменты, которые принципиально отличают их от предшественников. «Остались материалы, которые касались Европы, но значительно расширены разделы, связанные с Востоком, — рассказал «Парламентской газете» Александр Чубарьян. — Теперь в каждом учебнике гораздо больше информации об Азии, Китае, Индии, африканских странах и даже Латинской Америке. И это важное отличие, поскольку преодолена некоторая европоцентричность». Сведений о Европе меньше не стало, они сохранились в прежнем количестве, уточнил эксперт.
«То, что делается, действительно очень важно и соответствует вектору, который обозначил наш президент, — отметила первый зампредседателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. — Изучать европейскую историю и культуру в наших школах надо без фанатизма».
Также следует обратить внимание на олимпиады по обществознанию, где от детей в первую очередь требуется знание классики западной, европейской мысли, а бесценной сокровищнице русской мысли несправедливо отведена второстепенная роль, подчеркнула парламентарий.
«Наши талантливые и умные молодые люди, как правило, сталкиваются с популярными, раскрученными западными мыслителями, и в результате они знают о трудах Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби куда больше, чем о наследии Николая Данилевского или Константина Леонтьева, — посетовала Лантратова. — И тогда в сознании молодежи формируется ложный образ вторичности русской мысли, некоего «догоняющего развития». А ведь именно наши соотечественники, Данилевский и Леонтьев, стали первопроходцами в области цивилизационной теории, открыв европейцам глаза, что существуют иные цивилизации помимо романо-германской. И это лишь один из примеров».
Раньше лучшеЕще одно серьезное новшество связано с тем, что историю России дети будут изучать уже с пятого класса, а не с шестого, как сейчас. Такие главы появятся в пособии по всеобщей истории.
«Сейчас в наших учебниках для пятого класса представлена история Древнего мира, античность, теперь туда добавлены разделы, касающиеся нашей страны, — пояснил Чубарьян. — То есть школьники смогут узнать в том числе о первобытном обществе и его развитии на территории нашего государства. Как это было, свидетельствуют археологические раскопки в Сибири, Причерноморье и так далее».
Третье существенное изменение, по его словам, состоит в том, что авторы уточнили формулировки, касающиеся XX века, хотя непосредственно историю этого столетия отдельно в них не рассматривают.
При этом все учебники пронизаны общей идеей показать роль России в мировой истории. Поэтому в них усилены разделы, где идет речь о российском влиянии и участии нашего государства в международных делах, его значении в науке, культуре, искусстве. «Это достаточно актуальная проблема, — считает Чубарьян. — Думаю, правильно, чтобы школьники понимали это. Поскольку мы параллельно разрабатывали учебники по российской и всеобщей истории, то проследили, чтобы была некая синхронность в подаче материала. Если дети изучают какой-то период отечественной истории, предположим, XVII век, то в этом же классе учителя должны рассказывать о событиях в мире в то же время».
Свежие комментарии