Петербургские депутаты подготовили проект постановления об изменении статьи 358 Налогового кодекса России, чтобы исключить из объектов обложения транспортным налогом плавучие музеи. Речь идет о кораблях и подводных лодках, которые давно стоят на приколе, не занимаются грузовыми и транспортными перевозками, являются фактически памятниками исторических событий и выполняют культурную функцию музеев. При этом они облагаются налогом как транспорт исходя из их валовой вместительности. Например, средний размер транспортного налога, который ежегодно оплачивает филиал «Музея Мирового океана» в Петербурге — «Ледокол «Красин“, составляет более миллиона рублей при валовой вместимости судна в 5484 тонн.
Эту тему поднимали на федеральном уровне в 2022 году, когда Министерство культуры предложило именовать такие объекты музеем-транспортом, выделив в особую категорию. Законопроект о внесении такого дополнительного пункта в федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» был вынесен на общественное обсуждение. Но новой категории музеев с таким наименованием так и не появилось.
Власти пошли другим путем. Недавно были внесены изменения в правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства, которые закрепили понятие «плавучий музей». Теперь это — несамоходное плавучее сооружение, находящееся на длительной стоянке на швартовах у берега, используемое в культурных целях и не совершающее каких-либо перевозок.
Опираясь на эти изменения, петербургские депутаты Всеволод Беликов, Ирина Иванова, Мария Макарова, Дмитрий Панов и Денис Четырбок подготовили инициативу. В ближайшее время ее внесут на рассмотрение парламента, так как одобрение Бюджетно-финансового комитета парламента она уже получила.
Депутаты в пояснительной записке напомнили: «Корабли, некогда бороздившие водные просторы, сегодня стоят на вечном приколе. Первые попытки сделать из морского судна музей были еще во времена Петра I: в 1723 году император издал указ о сохранении Переяславской флотилии. А первый корабль-музей — легендарная „Аврора». Крейсер-ветеран Первой мировой и Русско-японской войны стал филиалом Центрального военно-морского музея в 1956 году».
Спикер городского парламента Александр Бельский напомнил, что в Петербурге собрано наибольшее в стране количество кораблей-музеев. К петербургским набережным помимо ледокола «Красин» и крейсера «Аврора» пришвартованы участник морской обороны Ленинграда — подводная лодка «Народоволец», воссозданный реконструкторами петровский линейный корабль «Полтава» и в Кронштадте — эсминец «Беспокойный».
Эта инициатива уже получила поддержку регионов-участников Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, сообщил Бельский:
«Не менее интересные плавучие музеи есть и у наших друзей — в Мурманске, Калининграде, Воронеже, Новороссийске и Владивостоке. Это по-настоящему живая история российского флота — место, где не только можно послушать рассказ о победах русских моряков, но и в буквальном смысле слова прикоснуться к ним. Но странно выглядит ситуация, когда исторические корабли, которые давно никуда не идут, облагаются транспортным налогом. С тем же ледоколом «Красин» складывается абсурдная ситуация: это некоммерческое предприятие, которое живет, в основном за казенный счет. Получается, что из одного государственного кармана деньги просто перекладываются в другой. Этот пробел в законодательстве, который, конечно, надо устранить», — заявил Бельский.
Свежие комментарии