На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 099 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Они все должны учиться дома... Не надо уничтожать российскую школу дикарями.Глава СПЧ призвал...
  • Ника
    Пусть свои города изучают, а таксистами и наши граждане могут работать.Сто человек на ме...
  • Елена Нагорнова
    Самообман...результаты подтасованы, берут мигрантов, а не русских...из нас с помощью правительства и гос.Дуры делают ...Путин назвал уров...

Не отлично, а на пятерку: как работали школы в годы войны

В 2025 году Россия празднует 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для побед на фронте, работы в тылу, помощи раненым и беженцам с 1941 по 1945 год советской властью были приняты сотни нормативных актов. Война заставила серьезно перекроить правовое поле страны. «Парламентская газета» рассказывает об архивных документах, определявших жизнь на фронте и в тылу от начала немецкого вторжения до Великой Победы.

Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU. Сегодня рассказываем, как в военные годы строили новые школы и когда в дневниках учеников появились пятерки и двойки.

Точнее оценить знания

Для советских школ военные годы стали сложнейшим временем. Многие учителя ушли на фронт, здания школ бомбили, детям не хватало учебников, а часто и времени для занятий, ведь подросткам приходилось работать. Но уроки продолжались. В 1941-1945 годах власти построили более восьми тысяч новых школ.

30 июля 1942 года Совет народных комиссаров СССР издал распоряжение «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению». Совнаркомы союзных республик должны проконтролировать, чтобы за школьные парты сели все ребята, «принимая все меры к недопущению в течение учебного года отсева учащихся из школы».

Проводить занятия нужно было в две смены, а третью допускалось вводить лишь в исключительных случаях и только с разрешения совнаркомов. Все школьные здания, занятые не по назначению, предписывалось освободить, за исключением используемых под госпитали и эвакуированные предприятия.

А 10 января 1944 года было подписано постановление Совнаркома РСФСР «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы».

Как гласил документ, это было необходимо для более четкой и точной оценки знаний и повышения требовательности к их качеству.

До этого в школах действовала словесная система оценки: отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Ее заменили цифрами: 5, 4, 3, 2, 1.

Документ затронул и вопросы поведения учащихся: в его развитие 29 февраля 1944 года была издана инструкция о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы. Там прямо говорилось, что учителя и классные руководители должны обеспечить регулярный просмотр дневников и четвертных ведомостей успеваемости и поведения учащихся родителями или заменяющими их лицами, рассказал «Парламентской газете» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института военной истории Минобороны, полковник запаса Андрей Климов.

«Кроме того, в документе предписывалось о каждом снижении отметки по поведению учащегося доводить до сведения родителей. Именно поэтому родители или лица, их замещающие, могли своевременно реагировать на вопросы обучения и воспитания молодого поколения непростого военного времени», — сказал Климов. 

Малышей — в садик

Выписка из постановления СНК СССР от 9 января 1944 года предписывала провести мероприятия по расширению сети детских садов и улучшению их работы. Наркоматы, ведомства и совнаркомы союзных республик должны были увеличить количество малышей в детских садах. В садики нужно было отправить ребят, чьи родители работают на предприятиях, а других членов семьи для ухода за детьми нет. Помещения детских садов, используемые не по назначению, необходимо было освободить. Наркоматы и ведомства должны были обеспечить свои детские сады «необходимым мягким и жестким инвентарем». Для этого на предприятиях организовывали производство детской мебели и предметов хозяйственного оборудования.

 

Ссылка на первоисточник
наверх