На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 012 подписчиков

Свежие комментарии

  • дима дубровин
    Ну вообще то я против что бы они носили паранджу и хиджаб в общественных местах на территории России. Дома у себя пус...В хиджабе можно, ...
  • Валерий
    Такой уверенности пока нет. Возраст, накопленный им опыт, команда и ряд др.обстоятельств  позволит ему воглавить прав...Песков заявил, чт...
  • Владимир Вечтомов
    Предложит любую хрень,лишь бы о нём не забыли...😉Хамзаев рассказал...

Откуда в России «врачи-недоучки»

Сейчас врачей готовят полторы сотни вузов, из которых две трети не относятся к Минздраву. Качественное ли образование получают там будущие специалисты, задались вопросом и в Госдуме, и в профессиональных сообществах. Так, председатель Госдумы Вячеслав Володин считает, что за качество высшего медицинского образования должно отвечать только одно ведомство — Минздрав. А в Российском научном медицинском обществе терапевтов попросили Росздравнадзор обратить взор на медицинские факультеты непрофильных университетов. За подробностями «Парламентская газета» обратилась к экспертам.

Не семь нянек

Сейчас в России врачей готовят 163 вуза. В ведении Минздрава — 46, а остальные — это факультеты, которые появились сравнительно недавно, они подведомственны Минобрнауки. Возникли медицинские факультеты даже в небольших райцентрах.

«Совершенно понятно, что, когда речь идет о медицине, это в первую очередь научные школы, которые формируются десятилетиями. И нам надо думать о качестве медицинского образования», — сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин во время отчета о работе Правительства за 2023 год. По его мнению, за качество высшего медицинского образования и за открытие медицинских факультетов должен отвечать Минздрав.

Хотя появление новых медицинских факультетов и институтов дело хорошее, но все не так просто, сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев: «Подготовка врачей должна проходить под контролем Минздрава. А мое личное мнение как практикующего хирурга — настоящего специалиста может вырастить только профессор, который оперирует сам».

«Я рад, что Вячеслав Володин поднял этот сложный вопрос», — откликнулся доктор медицинских наук, депутат Госдумы Айрат Фаррахов. Он напомнил, что в 2012 году начали адаптировать российские университеты к мировым стандартам. «И преподаватели из обычных мединститутов стали переходить на медфакультеты. Так произошло в моей родной Казани», — привел он пример. При этом Минздрав отвечает за все, что происходит в медицине, но у ведомства нет рычагов влияния на обучение. «Нужно это изменить, должно быть единое управление, без этого мы не сможем решить ни проблему качества подготовки специалистов, ни кадровую», — уверен парламентарий.

Теория без практики

Создавать маленькие факультеты в непрофильных вузах неразумно, потому что там готовят плохие кадры, полагает генеральный секретарь Российского научного медицинского общества терапевтов главный внештатный пульмонолог Минздрава профессор Андрей Малявин. В медицине нужна не только теория, но и клиническая подготовка, это так называемые медицинские школы, что обеспечить на небольшом факультете невозможно. «Мне кажется, надо сокращать подобные факультеты и перебрасывать средства на традиционные медвузы», — считает профессор.

Медицинский факультет и тем более медицинский вуз — это не только учебники, вторит ему и Бадма Башанкаев: «Это мощная научно-практическая школа и традиции, опытнейший профессорско-преподавательский коллектив, хорошо оснащенные анатомические залы, лаборатории, симуляционные центры, собственная клиническая база». Во многих непрофильных вузах этого, к сожалению, нет, но именно этот важнейший комплекс нужен, чтобы подготовить квалифицированного специалиста, способного взять на себя ответственность за жизнь и здоровье пациента, уверен Башанкаев.

Многое зависит от руководства, коллектива, требований, считает генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова академик РАН Евгений Шляхто. «Главное, чтобы в любом вузе, где учат будущих врачей, соблюдался образовательный стандарт, чтобы студенты с первого курса занимались медицинской наукой, были вовлечены в клиническую подготовку», — отметил он. Необходимо, чтобы в учебных заведениях была своя клиника, научные исследования, в том числе в коллаборации с вузами немедицинского профиля. И это должно быть и в медицинском вузе, и на медицинском факультете университета, добавил академик. По мнению Шляхто, Минздрав должен сильнее влиять на подготовку студентов и больше контролировать этот процесс.

От имени медицинского общества терапевтов уже готовят обращение в Госдуму с предложением создать рабочую группу по совершенствованию медицинского образования в России, рассказал Андрей Малявин. Одно из предложений — ввести кредитную систему образования: выдали человеку кредит, и, если он добросовестно учится, заемные деньги возвращать не надо. А если он учится плохо, его могут выгнать из вуза, и тогда ему придется полностью выплатить кредит.

А целевики где?

«Есть и другие проблемы: отменили интернатуру, отсутствует ответственность за целевое направление, тем временем дефицит кадров в первичном звене в некоторых регионах достиг 40 процентов», — посетовал Андрей Малявин.

Его поддержал член Комитета Госдумы по охране здоровья Михаил Кизеев: «Сейчас идет серьезное обсуждение норм целевого обучения. Важно понять, как такие выпускники выполняют взятые на себя обязательства, работают три года после завершения учебы». Возможно, стоит изменить контрольные цифры приема в медвузы, полагает депутат. Он напомнил, что Минздрав уже практикует переподготовку узких специалистов.

«Решать проблему с кадрами в медицине можно только после проведения анализа: куда идут выпускники после обучения, что их устраивает в профессии, что не устраивает. Только после сбора этих данных мы сможем сделать конкретные выводы, как нам действовать дальше», — полагает Кизеев.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх