
Российский автомобильный рынок ждет длительный период охлаждения, когда покупательная способность будет неизбежно падать по мере роста цен. К такому мнению пришли эксперты, опрошенные «Парламентской газетой» на фоне новостей о том, что средневзвешенная цена на новые авто в стране достигла исторического максимума. Подробности — в нашем материале.
Есть рекордАналитическое агентство «Автостат» поделилось новостью, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам октября 2025 года составила 3,43 миллиона рублей. Как сообщили эксперты агентства, это является рекордным показателем за всю историю наблюдения за рынком.
Речь в исследовании идет именно о средневзвешенной цене, которую рассчитывают на основе средних значений рекомендованных дистрибьютором цен и объемов продаж по каждой из модели с учетом модификаций.
При этом на рынке можно найти предложения как дешевле (например, стоимость LADA Iskra седан в минимальной комплектации у официальных дилеров начинается от 1,249 миллиона), так и существенно дороже.
Тем не менее динамика показательная. На представленных агентством графиках можно наглядно наблюдать, как изменялась средневзвешенная цена по годам. Минимума в обозримый период, если говорить о новых авто, она достигала в 2021 году — около 1,99 миллиона рублей. Дальше цена неуклонно росла. Самый серьезный скачок случился в 2022-2023 годах, когда в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет цена выросла на 20 и 24 процента соответственно. В 2024 году рост составил всего шесть процентов.
Однако уже в 2025-м он вновь ускорился, достигнув к настоящему моменту восьми процентов.В сегменте автомобилей с пробегом средневзвешенная цена в октябре 2025 года тоже оказалась рекордной. К середине осени она достигла 1,23 миллиона рублей — это на 2,5 процента больше, чем месяцем ранее, и на три процента выше уровня аналогичного периода прошлого года.
«Кроме этого, средневзвешенная цена подержанной машины в нашей стране с июля 2023-го, то есть уже более двух лет, держится на отметке выше одного миллиона рублей. При этом впервые в нынешнем году она превысила порог в 1,2 миллиона рублей, — добавили в агентстве. — Если же рассматривать средневзвешенную цену б/у легковых автомобилей за 10 месяцев, то она равна 1,16 миллиона рублей. Это чуть ниже (-0,9 процента), чем год назад. Но даже несмотря на это, эксперты агентства фиксируют повышение цен на вторичном рынке более чем на 70 процентов с 2021 года и не менее чем на сто процентов — за последние пять лет».
«Картонный автопром» и стабилизация ценПо словам независимых экспертов, опрошенных «Парламентской газетой», ничего хорошего на этом фоне российский автомобильный рынок не ждет.
«У нас был отмечен некоторый всплеск покупательской активности, когда на фоне новостей о переносе сроков нового утильсбора люди попытались успеть обзавестись новыми автомобилями по актуальным ценам, — сказал соучредитель и руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев. — Но сейчас он закончился — «окно возможностей» закрылось, и на сегодняшний день приобрести автомобиль по старой цене предлагают только мошенники».
Дальше, по словам Канаева, рынок ждет длительный период охлаждения, когда из-за неподъемных для основной массы народа цен покупательная активность будет неуклонно снижаться.
«Реалии на сегодняшний день таковы, что даже многие качественные китайские автобренды, скорее всего, приостановят продажи в России, так как на них просто не будет спроса, — подчеркнул эксперт. — Им на смену частично придет так называемый «картонный автопром», то есть автомобили максимально дешевого сегмента, зачастую собранные из низкокачественных комплектующих и не отличающиеся высокой степенью безопасности».
Далее в течение двух-трех лет цены на авто, по мнению Сергея Канаева, начнут понемногу снижаться — в основном за счет скидок, акций, программ лояльности и гибких систем рассрочки. Не исключено, что это случится и раньше — все зависит в том числе от глобальных показателей экономики.
Отчасти согласен с этим мнением и вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.
«Конечно, цены будут продолжать расти по мере увеличения нагрузки — изменения утильсбора, новых правил уплаты НДС и так далее, — сказал эксперт. — Причем не только на иномарки, но и на наши, отечественные авто. Как минимум потому, что многие из них, к сожалению, до сих пор в той или иной степени зависимы от импортных комплектующих».
Причем рост цены, по словам Яна Хацеэра, скорее всего, не остановится даже на фоне заниженного спроса. Максимум, чего можно ждать, — его замедления.
«Кроме того, мы понимаем, что для появления сбалансированных цен на автомобили их (автомобили то есть) нужно не производить в больших количествах, а в больших количествах реализовывать, — подчеркнул вице-президент НАС. — Что в текущих условиях сделать, конечно, будет крайне трудно. Поэтому, на мой взгляд, выход тут один: подождать, пока темпы роста доходов россиян придут в соответствие с темпом роста цен, и автомобили, хотя бы даже и экономсегмента, снова станут нам доступны. Другое дело, что ждать этого придется довольно долго, судя по текущей динамике».

Свежие комментарии