На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Е Пронина
    этих выплат вообще не должно быть для мигрантовВыплату декретных...
  • Михаил Мамонов
    своих земляков тоже пусть проверяет , в диаспорах сплошь   русофобы и экстремистыДепутат Саралиев ...
  • Евгений Петров
    Охренели, за стерилизацию кошки два года назад отдал 30 тыс. До этого, в своем городе, где жил до этого, с выездом на...Ветеринарные услу...

Штрафы для автодилеров просят ограничить стоимостью машин

Продавцы автомобилей стали все чаще страдать от судебных претензий покупателей. Суды взыскивают по полной за каждую просрочку по ремонту, устранению различных неисправностей и штрафуют на крупные суммы, которые порой превышают стоимость самой машины. Автодилеры, напуганные жесткостью Фемиды, обратились за помощью к петербургским парламентариям.

Депутат городского Заксобрания Дмитрий Панов решил спросить мнение у федеральных коллег, можно ли ограничить законом размеры штрафов стоимостью самого автомобиля. В Госдуме пока взяли паузу.

Восемнадцатикратное

Панов написал обращение депутату Госдумы Алексею Нечаеву с предложением внести изменения в Закон «О защите прав потребителей», ограничив штрафы для автодилеров за различные нарушения стоимостью приобретаемого автомобиля, к качеству которого есть претензии у покупателей. Поводом послужила статистика за 2023-2024 годы, которая показала превышение сумм, взысканных судами в пользу потребителей, в 3,41 раза по сравнению с оплаченной стоимостью машин. Рекорд — штраф на 200 миллионов рублей за неисправность машины, купленной за 11,2 миллиона.

Исходя из судебного решения Коптевского районного суда города Москвы, вынесенного летом 2023 года, гражданин в 2021 году купил новый BMW X7 с интересной новацией — вентиляцией сидений. Но уже в первый год автомобиль стал активно ломаться, в том числе сбои были в этой самой системе вентиляции. Сроки гарантийного ремонта вышли, и возникло основание для возврата автомобиля. Сначала покупатель просил вернуть деньги за машину. Причем по закону он имел право получить не 11,2 миллиона рублей, а столько, сколько к этому моменту стоил такой же новый автомобиль, — почти 21 миллион рублей.

Компания не выполняла это требование 319 дней, за что полагается штраф по одному проценту за каждый день просрочки законных требований — набежало 66,7 миллиона рублей. Потом покупатель требовал заменить машину на новую. И это требование автодилер не исполнял 274 дня, за что набежало еще 57,3 миллиона. Кроме того, по закону еще полагается штраф в 50 процентов за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Его считали от всей «набежавшей» суммы и накладных расходов, включая госпошлину, — это еще почти 62 миллиона рублей. Ну и, соответственно, стоимость нового автомобиля. Так и получилось примерно 200 миллионов рублей.

Права продавцов верблюдов

Это не единичный случай взыскания сумм, кратно превышающих стоимость машин. Не оправдывая «продавцов верблюдов», петербургский депутат все же обратил внимание в обращении, что действующие требования, не имеющие верхнего разумного ограничения, ставят автодилеров в уязвимое положение при заключении договоров с потребителями, а применение штрафных санкций существенно ухудшает их экономическое положение.

По его мнению, нужно разработать федеральный закон, регулирующий весь жизненный цикл транспортного средства, в том числе все ключевые аспекты отношений между производителями, дилерами и потребителями.

Неурегулированных вопросов в этой сфере предостаточно: «Нужны единые стандарты сервисного обслуживания, стандарты продажи новых машин и системы оценки автомобилей на вторичном рынке, нужны единые стандарты для кредитования, страхования и комплектации автомобиля дополнительным оборудованием. Нужна полноценная база данных, позволяющая отследить переход права собственности на автомобиль, фактический пробег, осуществление ремонтных работ и технического обслуживания. И необходимо вести официальную таможенную и внутреннюю статистику на федеральном и местном уровнях, особенно по количеству завезенных и проданных машин», — считает Панов.

Думать о народе

В аппарате депутата Госдумы Алексея Нечаева сообщили, что тема требует изучения.

А вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов считает, что такая ситуация сложилась из-за того, что суды долго стеснялись присуждать пострадавшим потребителям все, что им причитается по закону. В результате автодилеры, как, впрочем, и другие коммерческие компании, привыкли к безнаказанности. Но ситуация стала меняться: «Все чаще суды стали исполнять закон в полной мере. В случае определенных недостатков автомобиля и бездействия дилера человек имеет право на компенсацию. Мне кажется, что бизнес уже должен понимать, что есть закон со штрафными санкциями и какие могут быть последствия. Надо задать вопросы салонам, почему они нарушают права? Потому что у них сформировалось понимание, что в случае спора суд присудит копейки пострадавшей стороне? Меня радует тенденция изменения ситуации в этой части. Это хорошая профилактика для остальных участников рынка. В конце концов, в ситуации с нарушением прав потребителей есть досудебный порядок урегулирования спора. Даже если дело дошло до суда, можно выйти на мировое соглашение и выплатить компенсацию. Но, если дошло до решения, значит, дилер был уверен в безнаказанности. Да, решения жесткие, но они направлены на то, чтобы стимулировать продавцов соблюдать закон, не доводя дело до суда».

По его мнению, менять закон о защите прав потребителей не нужно. Это автодилерам надо работать так, чтобы не возникало недоразумений — с пониманием, что клиент всегда прав, а вседозволенность заканчивается печально.

 

 

Ссылка на первоисточник
наверх