145 роботов на 10 000 человек — таких показателей, по данным Минпромторга, должна достигнуть Россия, чтобы войти к 2030 году в топ-25 стран по уровню промышленной робототехники. Однако, чтобы выйти на передовые позиции, парк роботов нужно нарастить почти в восемь раз — до 100 000 единиц против сегодняшних 12 800. Почему российские компании неохотно идут на роботизацию производств, какие меры поддержки предлагает государство и какие профессии роботы могут заместить уже в ближайшем будущем, обсуждали во вторник, 19 ноября, участники круглого стола на тему «Оценка экономической эффективности роботизации и ее влияния на производительность труда», прошедшего в Совете Федерации. «Парламентская газета» пересказывает главное.
Выгоды очевидны, с внедрением сложностиКак отметил в ходе круглого стола заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга Александр Львов, пока что уровень роботизации производств в России оставляет желать лучшего: на 10 тысяч сотрудников у нас приходится 19 роботов.
«Лидером сегодня является Южная Корея с показателем более тысячи роботов на 10 тысяч сотрудников, — отметил Львов. — Чтобы нам войти в топ-25, мы должны к 2030 году иметь 145 роботов на 10 тысяч человек. Это значит, что парк промышленной робототехники должен вырасти до 100 тысяч единиц, притом что сегодня он составляет 12 800 единиц».
Внедрение роботов на производствах, по словам Александра Львова, несет сплошные выгоды: в 2,5 раза повышается производительность труда, на 30 процентов сокращаются простои. Да и по деньгам робот оказывается выгоднее сотрудника-человека: ему не нужно закупать рабочую одежду и средства защиты, он не берет больничные, не ходит в отпуска, не требует пенсионных отчислений. И государство со своей стороны предлагает всяческое содействие: есть обширные меры поддержки, субсидирование затрат на НИОКР, специальная программа займов на расширение производственных мощностей и так далее.
Вот только предприниматели внедрять роботов на своих производствах не спешат. И виной тому целый комплекс причин.
Так, отметил председатель правления Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления Евгений Дудоров, в России до сих пор нет четко очерченного рынка.
«Сегодня у нас наиболее перспективными отраслевыми направлениями для внедрения технологий роботизации являются железнодорожная индустрия, металлургическая промышленность, обрабатывающая промышленность, нефтегазовый сектор, логистика и так далее, — отметил Дудоров. — Нам сейчас необходимо на государственном уровне понять, где нам внедрять робототехнику, куда ее внедрять, кто будет являться заказчиком. Мы подсчитали — и получилось, что ключевых заказчиков в любом случае будет не больше 20 процентов. Остальные 80 — небольшие предприятия, которые будут внедрять от одного до максимум семи роботов. У нас есть потенциальные инвесторы, но они не понимают, где, собственно, рынок, с кем говорить, кто готов взять на себя ключевые обязательства, кто будет приобретать роботов и интегрировать их в производственный цикл».
Давление со стороны КитаяЗаместитель генерального директора Федерального центра компетенций по операционной эффективности Алексей Байшев отметил также, что подавляющая часть российских предприятий, особенно расположенных в регионах, в принципе не понимают выгод роботизации и не могут определить приоритетные участки в рамках своих компетенций.
«У нас в принципе сейчас достаточно низкая осведомленность об эффективности роботизации, — подчеркнул эксперт. — Поэтому, в частности, Федеральный центр компетенций планирует с 2025 года заняться масштабным аудитом предприятий с целью выявления мест или операций для приоритетной роботизации. Это позволит нам стать своего рода связующим звеном между самими предприятиями и разработчиками и интеграторами роботизированных решений».
Член Комитета Совета Федерации Сергей Калашник также обратил внимание на то, что Россия серьезно уступает по уровню развития робототехники тому же Китаю. А значит, если производителю на месте и требуется роботизация, он предпочтет обратиться за услугами к мастерам из Поднебесной.
«Китайцы, в свою очередь, весь процесс ставят другой: со своими технологиями, станками, непосредственно узлами роботизации, металлургическими процессами, обработкой заготовок и еще множеством нюансов, — заключил сенатор. — Пока в России интеграторы могут, условно, поставить руку, чтобы она передавала тяжелую заготовку со станка на станок. И не факт, что сами станки при этом не придется под эту руку модернизировать. По крайней мере, очень многие промышленники именно так рассуждают и поступают: если уж китайцы добились большей производительности труда, если у них есть роботы, которые уже давно присутствуют на рынке и доказали свою эффективность — так давайте все возьмем у них: и оборудование, и технологии, и гарантию».
«При всех активностях проблемы остаются»Впрочем, вот как раз с последним, по словам участников обсуждения, все понемногу нормализуется. Так, исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Ольга Мудрова отметила, что российские предприятия все реже заказывают роботов как таковых и все чаще обращаются с запросами на автоматизацию целых производственных линий. И сами разработчики вместе с интеграторами понемногу отходят от старой схемы, когда они могли одновременно производить решения и для пищевой промышленности, и для обрабатывающей, и для металлургической, и для всех остальных.
«При наличии большого количества активностей со стороны регуляторики, государства, Федерального центра компетенций как института развития, высокой потребности разных отраслей в кадрах проблемы все равно остаются, — подчеркнул по итогам круглого стола Сергей Калашник. — Значит, пока что мы не выявили все факторы, которые наше развитие тормозят, и до конца их не отрегулировали».
В итоге участники обсуждения договорились сформулировать список рекомендаций для отрасли и в апреле-мае следующего года собраться еще раз, чтобы оценить темпы развития и пути решения возникающих проблем.
Свежие комментарии