На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 060 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентина Евсеева
    Поэтому нет роботов, не выгодно получается. Значит выгодно платить низкую зарплату, поэтому и демография.Депутат Смолин на...
  • Валентина Евсеева
    . С 2015 по 2023 год производительность труда выросла на 11 процентов, зарплата по данным ФНПР более чем в 2,5 раза. ...Депутат Смолин на...
  • Константин Самарин
    Давно пора. А то "Благодаря" мнимым банкротствам нечистые на руку бизнесмены тащат миллиарды, а потом обьявляют себя ...Матвиенко предлож...

Местные власти станут ближе к народу

Более точное распределение полномочий органов местного самоуправления позволит избежать дублирования функций и перекладывания ответственности с одного уровня муниципалитета на другой. В то же время возрастет ответственность властей за принимаемые решения, единые подходы к формированию нормативно-правовой базы, тарифообразованию, налогообложению и оказанию муниципальных услуг.

В Госдуме идет подготовка к рассмотрению соответствующего законопроекта. Ко второму чтению документа сенаторы подготовили свои поправки, в том числе обязывающие создание территориальных органов местной администрации на территориях упраздняемых поселений, сообщил председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Андрей Шевченко. О перспективах радикального переустройства системы местного самоуправления в стране — в материале «Парламентской газеты».

Доступная и человечная

Внесенные в Конституцию РФ в 2020 году поправки определили, что органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти. Тем самым был задан важнейший вектор развития системы местного самоуправления. С момента принятия поправок была проведена большая работа по совершенствованию законодательства, в том числе установлены дополнительные гарантии прав муниципалитетов при осуществлении переданных государственных полномочий, напомнил Андрей Шевченко.

«Теперь при определении объема субвенции должны учитываться все затраты, связанные с организацией исполнения таких полномочий. Кроме того, при осуществлении переданных полномочий муниципалитеты будут отвечать исключительно в пределах представленной субвенции. Этот вопрос неоднократно поднимался муниципалитетами и в итоге нашел свое решение в законе», — отметил сенатор на заседании Совета по местному самоуправлению при палате регионов 19 ноября.

Важной мерой, по его словам, стало закрепление в законе возможности участия представительного органа муниципального образования в формировании местной администрации. «В рамках работы нашего совета по местному самоуправлению к нам неоднократно поступали обращения с мест о том, что отсутствие прямой нормы в законе порождает неопределенности относительно возможности такого участия. И мы нашли с коллегами решение этого вопроса. Закон был принят», — напомнил глава комитета.

Еще одним направлением развития самоуправления на местах является снижение регуляторной нагрузки на муниципалитеты, убежден он. Особое внимание сенаторы уделяют перспективам развития МСУ в контексте подготовки нового закона о местном самоуправлении, напомнил глава комитета. Он добавил, что один из вопросов, которые сейчас волнуют муниципальное сообщество, — это переход к одноуровневой системе местного самоуправления. По словам парламентария, уже 20 регионов полностью перешли на эту систему и еще 26 субъектов РФ планируют перейти в ближайшее время.

«Проведенная работа позволила нам сделать выводы о том, что плюсами такой системы являются повышение ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения, единые подходы к формированию нормативно-правовой базы, тарифообразованию, налогообложению, оказанию муниципальных услуг, за единство документов стратегического планирования, оптимизацию бюджетных отношений», — подчеркнул он.

Удобный подход

Проект закона, предполагающий внедрение одноуровневой системы МСУ, был принят в первом чтении в 2022 году. Он является финалом большой работы, «которая совместно с Государственной Думой проводилась после конституционной реформы», заявил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

«То есть практически все блоки мы отработали, остался достаточно большой блок местного самоуправления. Он оказался в то же время и самым сложным. На наших коллег в Государственной Думе легла огромная работа, потому что я знаю, что каждая поправка комитета Павла Владимировича Крашенинникова (председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству. — Прим. ред.) или других комитетов Государственной Думы отрабатывалась очень неформально, была широкая дискуссия с муниципальным сообществом», — сказал сенатор.

В законопроекте также обозначен и новый подход к распределению полномочий органов местного самоуправления, «что позволит избежать дублирования функций и, с другой стороны, перекладывания ответственности с одного уровня муниципалитета на другой», уточнил Андрей Клишас.

«Думаю, что многие помнят слова президента, когда он говорил о том, что гражданин страны должен прийти на любой уровень публичной власти и получить совершенно адекватный ответ. А это уже ваше дело, представители законодательной и исполнительной власти, как вы организуете собственную работу, вопросы, связанные с распределением полномочий и соответствующих финансовых ресурсов. Но вы не можете футболить человека с его проблемой с одного уровня власти на другой. И отчасти этот закон направлен на то, чтобы выполнить соответствующие установки, которые были даны президентом в ходе конституционной реформы», — добавил глава комитета.

Согласно законопроекту, предусматриваются три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородское муниципальное образование города федерального значения. Предлагается более четко и последовательно изложить критерии формирования такого вида муниципального образования, как муниципальный округ. Кроме того, законопроектом вводятся особенности формирования местного самоуправления на отдельных территориях.

По мнению Андрея Клишаса, в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению необходимо выработать такой подход, «чтобы в дальнейшем как можно меньше исключений делать из общего закона»: «Если вы посмотрите на историю того, как у нас функционируют органы власти в городах федерального значения, вы увидите, что у нас законодательство просто переполнено разного рода специальными нормами и исключениями. Конечно, хотелось бы выработать подход, который в дальнейшем будет удобен для всех субъектов Российской Федерации».

940 поправок

Согласно концепции законопроекта, переход на одноуровневую систему должен проходить поэтапно, поэтому разработчики предлагают сделать большой переходный период, пояснил журналистам соавтор проекта Павел Крашенинников.

«Закрепляется принцип исчерпания полномочий, чтобы все избранные главы, члены советов и т. д. отработали свой срок, — уточнил глава комитета. — Хочу подчеркнуть важность порядка и последовательности в изменениях в муниципальной системе. Реформирование не должно происходить резко, в один день. Никто не лишится рабочих мест. Действующие органы власти должны завершить свои полномочия перед тем, как вступят в силу изменения в структуре муниципального управления. Поэтому необходим переходный период, скорее всего, до 1 февраля 2035 года, то есть субъекты, которые перешли или перейдут раньше, будут жить по новым правилам».

Он добавил, что при подготовке документа ко второму чтению в думский Комитет по государственному строительству и законодательству поступило 940 поправок.

По словам Крашенинникова, необходимо сосредоточить полномочия муниципальной власти в одном законе, а не в 100 с лишним нормативных актах, как это есть сейчас: «Это сделает процесс принятия решений муниципалитетами более прозрачным и понятным для граждан. Важно, что это позволит избежать недопонимания у руководителей муниципалитетов, губернаторов — с одной стороны, с другой — у прокуратуры, контрольных органов».

Как стало известно «Парламентской газете», законопроект об организации местного самоуправления Госдума может принять во втором и третьем чтениях в десятых числах декабря, Совет Федерации одобрит документ до конца осенней сессии. Возможные подробности будут обсуждаться на заседании думского Комитета по госстроительству и законодательству в четверг, 28 ноября.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх