Система контроля за блогерами и сетевыми СМИ должна полноценно заработать в России в 2026 году. Таким прогнозом поделился первый зампредседателя Комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин на круглом столе в Общественной палате в Международный день интернета в пятницу, 4 апреля. Помимо обязательных реестров Роскомнадзора, система также будет включать в себя «полный контур ответственности» — вплоть до запрета на получение доходов с рекламы тем, кто не получит галочку верификации, а также штрафов за репосты с их каналов и страниц.
Подробности — в материале «Парламентской газеты». Штрафы могут получить до 500 тысяч рекламодателейНапомним: в прошлом году в России заработал специальный реестр Роскомнадзора, в котором обязаны зарегистрироваться все блогеры и владельцы каналов либо страничек в социальных сетях с аудиторией более 10 тысяч человек. Однако, по словам Антона Горелкина, пока что динамика не радует: всего на регистрацию в реестре поступило 214 тысяч заявок, при этом 77 тысяч были отклонены по разным причинам — чаще всего из-за нехватки каких-то сведений или документов. При этом, по данным компании Brand Analytics на апрель 2024 года, в стране насчитывалось 69 миллионов активных авторов в соцмедиа. Даже если допустить, что «десятитысячников» и выше среди них хотя бы одна пятая, показатель все равно получается гигантский.
«Динамика [регистрации] пока не очень впечатляющая, — признал Антон Горелкин. — В свете этого очень важно, чтобы соцсети вводили механизмы сторонней верификации. Чтобы пользователь смотрел и видел: вот этот блог у нас верифицированный, а вот этот нет. И мог как-то ориентироваться. На сегодняшний день такие механизмы у нас ввели VK, «Одноклассники» и, по-моему, RUTUBE. А вот Телеграм, например, пока не ввел, хотя и дал соответствующую механику. И я думаю, что уже в этом году Роскомнадзор создаст соответствующего бота и у каналов появится возможность такую нативную маркировку устанавливать».
Антон Горелкин рассказал также о мерах «мотивации» создателей контента к верификации. Так, уже сегодня ФАС может штрафовать рекламодателей, которые размещают рекламу в блогах и каналах, не зарегистрированных в реестре. Такие случаи, по словам парламентария, уже есть, а всего охват службы может составить до 500 тысяч рекламодателей.
«Но пока мы видим, что такого не происходит, ФАС находится преимущественно в режиме наблюдения и оценки правоприменительной практики», — подчеркнул парламентарий.
Еще одной мерой воздействия, по словам Антона Горелкина, могут стать штрафы за репосты с неверифицированных каналов и страничек. Соответствующий механизм уже находится в разработке и должен заработать к осени этого года. Все вместе позволит, с одной стороны, серьезно сократить инфраструктуру интернет-анонимов, с другой — ударить по их «кормовой базе» и тем самым сильно уменьшить их количество.
Блогерам могут «понизить планку»По словам Антона Горелкина, полноценно вся система должна заработать в 2026 году. Однако, подчеркнул парламентарий, пока что это лишь его личный прогноз — в зависимости от того, как интернет-медиа и государство будут выстраивать партнерство в дальнейшем, сроки могут сдвинуться и «вправо» и «влево».
Изменения могут затронуть и сам реестр. Сейчас, напомним, в нем могут регистрироваться только те блогеры, аудитория которых равна или превышает 10 тысяч человек. Однако, по мнению экспертов, принимавших участие в круглом столе, эту планку целесообразно постепенно понижать. Так, директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры РФ Екатерина Ларина указала на то, что существующие ограничения порой приводят к проблемам.
«Коллеги обращались с тем, что, например, какой-то блогер запускает кампанию по дополнительному продвижению, а у него 9,5 тысячи подписчиков, и он не может зарегистрироваться. Под акцию к нему приходит большое число подписчиков, а пока он подает заявку, проходит время, и реклама у него не может размещаться», — отметила Ларина.
Кроме того, отметили эксперты, есть множество блогеров с меньшей аудиторией, которые тем не менее хотят получить заветную маркировку — для повышения лояльности аудитории, как «знак качества» или по другим мотивам.
С тем, что планку надо понижать, согласился и председатель комиссии Общественной палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов.
«Я думаю, все-таки мы идем по правильному пути и регистрация десятитысячников — первый шаг. Потом границы, наверное, будут уменьшаться», — подчеркнул Сабитов.
По итогам участники круглого стола договорились продолжить совместную работу и аккумулировать самые интересные предложения, чтобы позже передать их законодателям.
Свежие комментарии