Четвертый раунд переговоров между представителями Ирана и США начался 11 мая после того, как иранская делегация прибыла в Маскат, где министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи встретился со своим оманским коллегой Бадром аль-Бусаиди. Эти переговоры проходят на фоне явных разногласий между Тегераном и Вашингтоном по вопросу подписания новой ядерной сделки. «Парламентская газета» разбирается с итогом очередного «рандеву» иранского и американского переговорщиков и с его значением для ближневосточного региона.
МИД Ирана уполномочен заявитьИранское внешнеполитическое ведомство объявило в воскресенье о завершении четвертого раунда непрямых переговоров с США, которые прошли в Маскате при посредничестве Султаната Оман. Официальный представитель МИД Исламской республики Эсмаил Багаи заявил, что переговоры были «сложными», но они способствовали укреплению взаимопонимания между сторонами и нахождению разумных решений урегулирования разногласий.
Министр иностранных дел Ирана отметил, что Тегеран представил американской стороне предложение, согласно которому гарантируется сохранение мирного характера ядерной программы Ирана. Он подчеркнул, что обогащение урана является «суверенным правом», от которого страна не намерена отказываться. Аракчи добавил, что Иран готов обсудить некоторое ограничение своей ядерной программы в обмен на снятие санкций, но он категорически не готов полностью прекращать свою мирную ядерную программу или передавать свои запасы третьей стороне. При этом допускается, что в качестве уступки может быть скорректирован уровень обогащения урана в целях укрепления доверия в отношениях с американской стороной.
Министр также заметил, что «следующий раунд переговоров пройдет примерно через неделю плюс-минус день-два».
Реакция СШАВ свою очередь спецпосланник президента США Стивен Уиткофф подчеркнул, что Вашингтон не позволит Тегерану обладать ядерным оружием. По его словам, любое соглашение должно включать полный демонтаж иранских ядерных объектов, в том числе в Натанзе, Фордо и Исфахане. Он добавил, что этот раунд может стать последним, если не принесет ощутимых результатов.
В то же время завершение последнего раунда челночных переговоров совпало с заявлениями президента США Дональда Трампа о готовности прибегнуть к военным действиям, если дипломатия не сможет достичь своих целей.
Тель-Авив недоволенСо своей стороны, Израиль внимательно следит за результатами оманских переговоров. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху ранее выражал обеспокоенность тем, что соглашение может позволить Ирану сохранить свой ядерный потенциал.
В ходе совместной пресс-конференции со своим немецким коллегой Йоханном Вадефулем министр иностранных дел Израиля Гидеон Саар подчеркнул, что его страна не признает наличие у Ирана ядерного оружия. «Абсолютно неприемлемо, чтобы самый опасный режим получил в свое распоряжение самое грозное оружие в мире», — заявил Саар. «Его предприятия по обогащению урана должны быть демонтированы».
Разлад между близкими союзникамиВызовом для американо-израильских отношений стало объявление Трампа о перемирии с йеменским движением «Ансар Аллах» (хуситы), сделанное 6 мая без предварительного согласования с правительством еврейского государства. Как сообщают израильские СМИ, в Тель-Авиве были удивлены этим заявлением, появившимся всего лишь через несколько часов после нанесения мощных авиаударов по подконтрольным хуситам объектам в йеменской столице Сана.
Накануне четвертого раунда ирано-американских переговоров состоялась встреча между Трампом и министром стратегического планирования Израиля Роном Дермером, близким доверенным лицом Нетаньяху. Как сообщается, стороны обсудили иранскую ядерную сделку и ситуацию вокруг сектора Газа.
Выбранное время для разговора отражает растущую обеспокоенность Израиля новым вектором американской внешней политики на Ближнем Востоке, особенно после резкого разворота Вашингтона в отношении хуситов и появления сообщений о возможном признании США Палестинского государства.
Вечером 11 мая Нетаньяху заявил: «Мы рассматриваем возможность прекращения военной помощи США Израилю».
На этом фоне в понедельник начинается первое крупное турне американского президента в рамках второго срока на Ближний Восток. Трамп посетит Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ. В то же время визит в Израиль, который является традиционным для американских президентов, пока официально не запланирован, что ставит под вопрос нынешний характер отношений между Тель-Авивом и Вашингтоном.
Свежие комментарии