На период с 2024 по 2030 года будет установлена пошаговая ежегодная индексация утилизационного сбора в отношении автомобильной техники и отдельных позиций специализированной техники. Это следует из правительственного постановления, размещенного 13 сентября на портале опубликованных официальных правовых актов. Слухи о повышении утильсбора уже оказали влияние на рынок: в августе в России было реализовано рекордное за последние 3,5 года количество новых легковых автомобилей — 148,3 тысяч единиц (на 35% больше, чем в августе 2023 года). По итогам года эксперты ожидают рост продаж легковушек до 1,5 миллиона штук.
Однако, это не означает, что следует, сломя голову, бежать в автосалон и на пике продаж приобретать дорогой автомобиль в надежде после его перепродать с выгодой. Скорее всего, так не получится. Но те, кто давно планировал купить авто, вполне могут это сделать, считают эксперты, вместе с которыми «Парламентская газета» разбиралась в сложившейся ситуации на авторынке.
Поэтапно, ежегодно, но не все«Утильсбор на автомобильную технику и прицепы будет проиндексирован с 1 октября 2024 года — на первом этапе ставка вырастет в среднем на 70-85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого последующего года. При этом для расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные в Россию до 1 октября 2024 года, будут действовать предыдущие коэффициенты при условии подачи документов в таможенные органы не позднее 1 ноября 2024 года», — говорится в сообщении Минпромторга.
Ранее ведомство собрало и проанализировало предложения отраслевого сообщества, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации. Исходя из полученных предложений был сформирован подход к поэтапной индексации утилизационного сбора, который будет способствовать формированию прогнозируемых условий для принятия инвестиционных решений, стимулирования локализации производства на территории РФ, сообщает пресс-служба министерства.
Решение о введении долгосрочной шкалы индексации утильсбора принято в отношении тех видов техники, которые серийно производятся на территории России в достаточном для обеспечения запросов внутреннего рынка объёме. Новые коэффициенты будут действовать как для производителей техники, так и для импортеров.
Утилизационный сбор — разовый обязательный платеж, который платят для утилизации транспортных средств после их эксплуатации по экологическим нормам. Утильсбор на легковушки сейчас составляет в среднем 300 тысяч рублей, что не защищает отечественный рынок от иностранной экспансии, заявлял президент АвтоВАЗа Максим Соколов на заседании Комитета Совфеда по экономической политике 16 апреля.
В Минпромторге обращают внимание, что в части импорта автомобильной техники изменения не затрагивают льготные коэффициенты, действующие для физических лиц, самостоятельно ввозящих в Россию автомобиль с объёмом двигателя до 3 литров для личного пользования. Кроме того, по итогам процедуры общественного обсуждения проекта постановления были скорректированы коэффициенты для расчёта сумм утильсбора в отношении седельных тягачей, используемых для международных перевозок.
В части дорожно-строительной техники принято решение об индексации утильсбора с 1 января 2025 года с увеличением ставки на 15% ежегодно. При этом на некоторые виды специализированной техники, производство которых в России пока находится на этапе освоения, в частности, экскаваторы и экскаваторы-погрузчики, предусмотрена отложенная индексация, которая вступит в силу не ранее 2026 и 2028 годов. В Минпромторге напоминают, что все утвержденные коэффициенты расчета утилизационного сбора сформированы с учетом перспективного уровня инфляции и влияния других макроэкономических факторов.
Комментируя нововведение, председатель думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев пояснил «Парламентской газете», что проект постановления был разработан при непосредственном участии думского профильного комитета. Парламентарий считает, что новация не повлечет за собой увеличение стоимости автомобилей. «Для нас крайне важно, чтобы за счет утилизационного сбора отечественные компании получили преференции, а стоимость очень часто определяется не себестоимостью и затратами, а готовностью рынка платить ту или иную цену, чем в общем-то и пользуются зарубежные компании», — заметил он.
Если планировали, не откладывайтеИ все же, по мнению экспертов, повышение размера утильсбора в той или иной мере окажет влияние н авторынок. Так, по оценкам исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, в июле и августе продажи новых легковых автомобилей выросли, в сентябре они также продолжают расти, причем, показатели по итогам месяца «могут быть еще выше, чем в августе». При этом он отметил, что подобная ситуация «повторяется всегда, когда заранее заявляется о том, что будут какие-то изменения, которые повлияют на цены».
«Соответственно, в зависимости от того, когда становится известна дата этих изменений, начинает расти рынок. После этой даты рынок начинает снижаться. То есть, мы видели эту историю в этом году, что к марту выросли продажи, а затем, начиная с апреля, они пошли вниз. Потом с июля, когда был появился проект постановления, опять объемы продаж пошли вверх и будут расти до сентября, в октябре пойдут вниз», — уточнил эксперт.
Несмотря на заявленные новшества, «Автостат» не меняет пока базовый прогноз продаж легковых автомобилей по итогам года. «Речь идет о полутора миллионах автомобилей. Изменения возможны лишь от перераспределения объемов продаж между месяцами», — спрогнозировал Удалов.
По его словам, торопиться в автосалон покупать сейчас машину в преддверии возможного удорожания стоит лишь тем, кто ранее уже планировал купить автомобиль. «Если попытаться инвестировать в машину, чтобы потом продать дороже, я бы не стал, наверное. Но это мое личное мнение», — резюмировал он.
В то же время директор по продажам и маркетингу «Санрайз Групп» Михаил Попов полагает, что дилеры не будут спешить сильно повышать цены, сообщается на сайте «Автостата». Эксперт объясняет это тем, что «данная ситуация — это хороший способ продать максимальное количество автомобилей и постараться заложить основу для реализации своих годовых планов».
Как изменятся коэффициентыКоэффициент расчета утилизационного сбора для массово ввозимых новых транспортных средств с рабочим объемом двигателя не более тысячи кубических сантиметров в 2024 году составит 7,51, для подержанных (возраст свыше трех лет) — 19,17. В 2030 году значения увеличатся до 15,84 и 40,41 соответственно.
Для автомобилей с объемом двигателя до 2 тысяч кубических сантиметров коэффициенты предусмотрены гораздо внушительнее: в 2024 году — 27,81 и 48,91, а в 2030 году они поднимутся до 58,62 и 103,13 соответственно.
К машинам с моторами, объем которых превышает 3,5 тысячи кубических сантиметров, и вовсе вводятся заградительные числовые значения: в 2024 году — 114,26 и 150,20, в 2030-м — 240,89 и 316,67.
Заметно больше коэффициент для частников будет использован при расчете утильсбора для машин с моторами объемом свыше 3,5 тысячи кубических сантиметров. Они будут тождественны тем, что применяются при ввозе транспортных средств дилерами: в 2024 году — 114,26 и 150,20, в 2030 — 240,89 и 316,67.
Свежие комментарии