Технические и правовые возможности интеграции традиционной финансовой системы в цифровую среду должны быть отрегулированы в весеннюю сессию. Для этого планируется разработать специальный инструмент, который будет обращаться на фондовом рынке. При этом следует быстрее запустить экспериментальный правой режим, чтобы оценить эффективность ранее принятых норм в отношении криптовалют. Вполне возможно, законодательство будет скорректировано в сторону более мягкого и лояльного регулирования цифровых денег. О законотворческих планах на 2025 год «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.
- Анатолий Геннадьевич, в каком направлении планируете совершенствовать инструменты на финансовом рынке в 2025 году?
- Если говорить о цифровых финансовых активах, то нам необходимо отрегулировать нормы, связанные с интеграцией традиционной финансовой системы в цифровую систему. Мы хотим выпустить специальный инструмент, в который смогут переходить цифровые финансовые активы, и этот инструмент будет обращаться на биржах. Соответственно, должен быть обратный процесс, когда финансовые инструменты переходят в форму цифровую и обращаются уже на блокчейне в цифровой финансовой сфере.
- Звучит замысловато. А чем объясняется необходимость таких сложных трансформаций?
- В настоящее время для традиционного рынка и для цифрового рынка применяются разные налоговые требования. На цифровом рынке требования более жесткие, и, соответственно, они делают менее выгодными операции. Думаю, в первом квартале мы необходимые решения примем.
- По криптовалюте стоит ожидать каких-то инициатив?
- По мнению участников этого рынка, зарегулированность в рамках экспериментального режима оборота криптовалют довольно высокая. Многие подают сигналы нам, что надо как-то делать попроще оборот криптовалют для того, чтобы этот рынок мог успешно развивался. Тем более он такой новый и подвижный.
- К тому же и Трамп, судя по его заявлениям, собирается активно развивать у себя в стране этот сектор.
- И он не зря это делает, потому что понимает, что за этим будущее на финансовых рынках. И поэтому мы должны здесь двигаться аккуратно. Надо быстрее запустить экспериментальный правовой режим, посмотреть, как работают те нормы, которые мы приняли на этом рынке, и дальше корректировать. Вполне возможно, в сторону более мягкого и лояльного регулирования оборота криптовалют.
- Насколько я понимаю, ваша позиция близка позиции Минфину, который не против создания в России криптобирж. В 2025 году подобные механизмы могут появиться?
- С моей точки зрения, сегодня законодательных ограничений для создания таких криптобирж нет. Здесь я солидарен с Минфином. Но надо иметь в виду, что в любом случае эти криптоинструменты должны идти на оплату товаров и услуг за рубежом. То есть этой валютой нельзя будет заменять рубли при покупке товаров в России. И это правильно, потому что единственным средством платежа в нашей стране является рубль, так и должно остаться.
- Президент во время последней прямой линии отметил необходимость борьбы с финансовыми мошенниками. Комитет готов включиться в работу?
- Разумеется, теме защиты прав участников финансового рынка мы уделим особое внимание, с тем чтобы людей меньше обманывали. У нас старшее поколение чаще всего становится жертвами мошенников, поэтому законопроект о праве второй руки на проведение финансовой операции, очевидно, в ближайшее время мы внесем. Вполне возможно, что это будет самый первый законопроект, который мы рассмотрим в январе.
- В чем смысл инициативы?
- Суть в том, что та или иная финансовая операция человека будет подтверждаться доверенным лицом. И если доверенное лицо не даст согласие, то проводиться она не будет. Очевидно, речь идет о тех ситуациях, когда, например, дети подтверждают операцию своих родителей, которые не искушены в финансовых сделках и могут оказаться под влиянием преступников. Или наоборот: родители подтверждают операции детей-подростков. Допускаю, что право второй руки если не в январе, то в феврале будет узаконено.
Свежие комментарии