На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 026 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Петров
    Зачитывать животным их права. Человечество должно озаботиться тем, чтобы не жрать "братьев наших меньших". Но откажем...Коров, кур и свин...
  • Сергей Андросов
    Он ещё не знает о чём будут переговоры! Пусть верёвку купит, на мыло мы скинемся.Зеленский назвал ...
  • Анатолий Витушкин
    Ну и кто будет следить и контролировать исполнение озвученных пожеланий? В стране постоянно с экранов телеящика звуча...Правительство утв...

Откуда на маркетплейсах в свободной продаже контрафакт

Маркетплейсы в России заполонили контрафакт и опасные препараты, которые продаются под видом приправ, чая и спортивного питания. Что происходит с интернет-торговлей в России, какие проблемы в ней видятся наиболее опасными и что с ними делать — разбиралась «Парламентская газета».

«Нет нетерпимости к контрафакту»

Объем интернет-торговли в России в 2023 году составил свыше шести миллиардов рублей.

При этом в стране всего три крупных игрока. Как сообщил 3 июня на круглом столе в Совфеде, посвященном особенностям законодательного регулирования интернет-торговли, член Комитета палаты по Регламенту и организации парламентской деятельности Виктор Зобнев, это может говорить о монополизации рынка. Назрела и необходимость четко написать для маркетплейсов глобальные «правила игры».

«До недавнего времени регламентация деятельности маркетплейсов развивалась в основном по пути саморегулирования. Так, в 2022 году три основных игрока на рынке — Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» — создали общую информационную систему со сведениями о продавцах контрафакта, — рассказал Зобнев. — Сейчас в Госдуме на рассмотрении находятся два законопроекта о внесении изменений в Закон «О защите прав потребителей». Один их них устанавливает правила списания периодических платежей и денежных средств потребителей при расчетах в интернете. Второй обязывает продавцов и владельцев агрегаторов указывать в описании товара ссылку на реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии продукции».

Впрочем, пока законопроекты не приняты, деятельность, выстроенная на основах саморегулирования, порождает целый ряд проблем. Так, например, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Яна Склярова обратила внимание присутствующих на то, что на маркетплейсах процветает торговля поддельными брендами. Но что-то с этим сделать, подчеркнула эксперт, крайне сложно по одной простой причине: покупателей это, как правило, устраивает: «Потребитель у нас не испытывает нетерпимости к контрафакту. Зачастую, он прекрасно знает, что перед ним не оригинальный товар, и готов его купить, потому что он стоит намного меньше. Мы еще не воспитали потребителя так, чтобы не не переносил контрафакт на дух».

«Ошибок — мизерное количество»

Есть и еще одна проблема, куда более серьезная, чем контрафакт. По словам директора по контрольной (надзорной) деятельности Центра развития перспективных технологий Антона Гущанского, маркетплейсы в последнее время все чаще и чаще стали торговать запрещенными препаратами, причем совершенно открыто.

«Не так давно прогремела история с «волшебными бобами» из Китая, которые позиционировались продавцами на маркетплейсах как средство для похудения, — рассказал Гущанский. — Эти бобы, как позже выяснилось, содержат сибутрамин — психостимулятор, имеющий к тому же огромное количество противопоказаний. То есть, по сути, это наркотик. Но маркетплейс по нынешнему законодательству за то, что на его площадках торгуют наркотиками, ответственности никакой не несет! Зато ее несет потребитель. В Волгоградской области, например, отец троих детей получил год колонии за закупку этих волшебных бобов. В Нижегородской области женщина получила три года условно. Зарегистрированы такие случаи в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом никто из осужденных понятия не имел, что заказывает наркотик, — они были уверены, что покупают из Китая средство для похудения».

Сами маркетплейсы, по словам Гущанского, пытаются решать проблему, например, проводят ревизии своих разделов с БАДами и вычищают оттуда все запрещенное. Но это «запрещенное» уже спустя пару часов переезжает в соседний раздел, куда модераторы площадки еще не добрались, и начинает торговаться уже как спортивное питание, приправа или даже чай. И все начинается снова.

«Сегодня, по сути, единственное, что может сделать администрация маркетплейса, — заблокировать карточку товара, — сказал Антон Гущанский. — В свете этого, на мой взгляд, стоит проработать вопрос о расширении прав и инструментов маркетплейсов по борьбе с продажей на их площадках запрещенных веществ».

Сами маркетплейсы, впрочем, просят сильно их не критиковать и удавку закона на их шее не затягивать. Так, заместитель управляющего директора компании OZON Алексей Минаев заявил, что только за прошлый год его компания доставила пять миллиардов заказов — это примерно по 34 на каждого россиянина: «Маркетплейсы сегодня позволяют людям серьезно расширить свои границы. Нам, например, пишут граждане, живущие в отдаленных регионах, письма с благодарностями — рассказывают, что никогда прежде не могли купить те или иные товары, а с появлением маркетплейсов такая возможность перед ними открылась. Много есть плюсов и для продавцов. Только на нашем маркетплейсе — одном из нескольких — сегодня представлены 500 тысяч компаний. Причем все их сопутствующие расходы — на логистику, хранение и так далее — маркетплейсы берут на себя».

По словам Минаева, количество жалоб на товары в год не превышает 0,04 процента — причем в этот диапазон входит абсолютно все, включая даже такую безобидную вещь, как порванная упаковка. Это значение эксперт назвал «абсолютным мизером». Вопрос же о БАДах с запрещенными веществами Минаев и вовсе переадресовал государству: «Маркетплейсы смотрят на наличие свидетельства о государственной регистрации той или иной добавки, и если его нет, то добавка эта в продажу не пойдет. Соответственно, возникает вопрос: если добавка опасна или содержит запрещенные вещества, кто выдал на нее свидетельство?»

По итогам круглого стола его участники договорились продолжить совместную работу в части совершенствования законодательства о маркетплейсах и интернет-торговли.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх