На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 070 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алекс Кузь
    Если отказаться от личного авто и дачного имущества, стать безработным, могут ли предъявить обвинение в уклонении от ...Депутат Нилов: Я ...
  • чвсатпкьл
    Какую ещё присягу придумали эти идиоты, о вступлении в ряды  армии ВС РФ? Гражданам по рождению в РФ не требуется при...Комитет Госдумы п...
  • Игорь Васиков
    Пора уже показать германии, что ПВО ей самой пригодится.Германия передаст...

Стать врачом быстро, дорого, дистанционно будет нереально

Подготовка медицинских кадров стоит достаточно остро. Из 127 вузов, дающих дипломы медиков, лишь 49 подведомственны Минздраву, но 3 — органам местного самоуправления и 14 частных. Много нареканий вызывают и курсы дополнительной подготовки. Часто они обучают специалистов дистанционно и без реальной медицинской базы.

Об этом говорили на заседании комитетов Госдумы по охране здоровья и по науке и высшему образованию 15 января. Что предлагают депутаты для усовершенствования законодательства и повышения качества подготовки медицинских кадров, разбиралась «Парламентская газета».

Без учебных предприятий

О необходимости отдельных стандартов и конкретных требований к подготовке медицинских кадров, которые должен устанавливать Минздрав, неоднократно говорил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его мнению, это положительно скажется на уровне подготовки будущих врачей и качестве здравоохранения. По словам спикера, сейчас, с одной стороны, не хватает врачей: по итогам 2023 года дефицит составил около 30 тысяч специалистов, а с другой — готовят медицинские кадры больше сотни вузов, из которых лишь 49 подведомственны Минздраву.

Обсуждая поправки в закон «Об образовании», о повышении качества медицинского образования на заседании Комитета Госдумы по охране здоровья, первый зампред комитета Бадма Башанкаев отметил, что сегодня в России официально зарегистрированы 127 образовательных организаций высшего образования, дающих дипломы медиков. Из них 49 подведомственны Минздраву, 56 — Минобрнауки, по 3 — Минпросвещению и органам местного самоуправления, 2 — Правительству, 14  частных институтов и 2 научных организации. Кроме этого, почти 10 тысяч учреждений учат по дополнительным профессиональным программам.

«Сегодня зачастую образовательной деятельностью в сфере медицины как по основным, так и по дополнительным образовательным программам, занимаются организации, у которых нет необходимой материально-технической базы, квалифицированных преподавателей и клинических баз для прохождения практической подготовки, — сказал Башанкаев. — Более того, в сфере дополнительного профессионального медицинского образования участились случаи оказания услуг исключительно дистанционным способом. На рынке появилось много недобросовестных участников».

По словам участников комитета, к образовательным организациям очень много вопросов: кто преподаватели, где научная школа, где материально-техническая и клиническая базы.

«У некоторых учреждений по бумагам это есть, а фактически студенты занимаются в одном и том же кабинете, просто иногда меняются преподаватели, — пояснил Башанкаев. — В постдипломном образовании появились уникальные опции тотально дистанционного обучения».

Депутат Татьяна Буцкая рассказала, что поскольку бывших врачей не бывает, и у всех остались цифровые следы, порой им приходят интересные предложения. «Недавно мне на телефон пришло приглашение быстро, дорого, дистанционно стать детским кардиологом, — усмехнулась она. — Мы все знаем, что без практики медицине обучить невозможно. А уж тем более быстро».

В том, что такого быть не должно, согласились все участники заседания и высказали общее мнение, что было бы идеально, если бы медицинские дипломы могли выдавать только государственные вузы. А дистанционное обучение этой профессии должно быть категорически запрещено.

Лицензия с экспертным заключением

О причинах расцвета такой деятельности и предлагаемых мерах борьбы с ней рассказала заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова. По ее словам, программа повышения квалификации и профессиональной подготовки очень широкая, и какое-нибудь техническое предприятие или завод, получая лицензию в региональном департаменте образования, начинает обучать чему угодно. И это не противоречит сейчас закону. Поэтому предлагается выделить отдельно лицензирование медицинского образования.

«Если эта норма будет внесена, то она будет не о переходе права давать лицензию, а о том, что ее смогут давать после заключения Росздравнадзора, — пояснила замминистра. — Такие специалисты есть во всех регионах, и, в отличие от специалистов Минобразования или Минпросвещения, они могут на профессиональном уровне оценить соответствие заявителя требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и типовых программ, которые появятся как полномочия по этому закону. А в них уже подробно опишем требования, которых сейчас нет. В том числе и обязательное наличие практической базы».

В доказательство логичности такого решения Татьяна Семенова привела в пример организацию, получившую право обучать пластической хирургии в регионе, где, как известно Минздраву, нет ни оборудования для этого, ни профильных государственных больниц. «Как можно обучить пластической хирургии в таких условиях?» — удивилась замминистра. Но по требованиям действующего законодательства такие доктора красоты будут вполне себе дипломированными специалистами.

«Только сейчас есть возможность эту историю доработать и ввести стандарты нового уровня, нового поколения», — отметила Семенова.

Типовые программы и никакого дистанта

На заседании Комитета по охране здоровья единогласно решили предложить наделить Минздрав полномочиями по разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ и усилить лицензионные требования к организациям, занимающимся образованием в сфере здравоохранения. А также полностью запретить исключительно дистанционное обучение в сфере медицинского образования.

«Все эти меры позволят повысить стандарты подготовки медицинских работников и исключить участие тех организаций, которые не соответствуют необходимым критериям», — подвел итоги первый зампред комитета Бадма Башанкаев.

На состоявшемся следом заседании Комитета Госдумы по науке и высшему образованию это предложение поддержали тоже единогласно.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх