На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 050 подписчиков

Свежие комментарии

  • Марина Смолькова
    Нет никакого ни движения ни идеология чайлдфри. Всегда был очень маленький процент людей, которые просто не хотят име...Сенатор Никоноров...
  • Evgenija Palette
    Что-то ты НАДОЛГО В ЭТОМ ВТОРОМ ДОМЕ ПОСЕЛИЛАСЬ... Не скучно?  ЛЮДИ УХОДЯТ...  ОДНА ТЫ ОСТАЕШЬСЯ... И ДОКОЛЕ?Матвиенко вручила...
  • Вера Роднова
    Кто ее поставил министром? Она и правда на доярку похожа.Глава Минсельхоза...

Сергей Миронов: Мини-анклавам в школах не место!

Плохо владеющих русским языком учеников в одном классе не должно быть больше 10 процентов, но одних ограничений доли детей мигрантов недостаточно. Руководитель думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов в интервью «Парламентской газете» рассказал, почему нужны серьезные поправки в базовый Закон «Об образовании».

- Сергей Михайлович, в чем проблема, когда в школе есть дети мигрантов?

- Наши школы все чаще сталкиваются с высоким процентом учеников, прибывших с родителями в основном из стран Центральной Азии, которые, как правило, плохо владеют русским языком. При этом никакого тестирования на знание языка они не проходят. Такая неоднородная языковая подготовка мешает учебному процессу, порождает конфликтные ситуации среди детей. Если в классе учатся несколько иностранцев, то прямо на уроке они могут запросто общаться на своем языке с одноклассниками и даже с учителем, тем самым провоцируя напряженность. А нередко детей мигрантов оказывается больше, чем российских учеников, и тогда из-за постоянных срывов учебного процесса учителя отказываются работать с такими классами. Начинается хаос, который неминуемо ведет к развалу дисциплины.

- Что с этим можно сделать?

- Разбираться с проблемой. Но чтобы лучше понять варианты ее решения, стоит выделить три основных аспекта сложившейся ситуации. Первый вопрос отчасти — политический, отчасти — социально-экономический. Я бы его сформулировал так: «А что тут делают дети мигрантов?» Не стану сейчас спорить с абсолютно фальшивым, на мой взгляд, тезисом, что в России трудиться некому, что без иностранцев мы пропадем. Но на минуту допустим, что это так. Хорошо, нам нужны рабочие руки. Но зачем нам здесь тетеньки в хиджабах с кучей ребятишек? «Миграция» означает «перемещение»: приехал — поработал — уехал. Так принято в странах Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Убежден, что нам нужно взять на вооружение такой же подход и он должен быть отражен в национальной стратегии миграционной политики. Тогда и в школах ситуация изменится.

Второй вопрос — гуманитарно-правовой: «А почему мы должны учить детей-мигрантов?» Ответ на него не так однозначен и прост, как кажется некоторым, в том числе нашим оппонентам, которые указывают на статью 43 Конституции, где сказано: «Каждый имеет право на образование» и «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования». Только вот кто сказал, что это про мигрантов, а не про граждан РФ? Я, например, в этом совсем не уверен. Гораздо конкретнее звучит статья 62 Основного закона, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, «кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Так давайте такой «случай» предусмотрим и переработаем базовый Закон «Об образовании», который как раз уравнял приезжих с россиянами в праве на образование. Очевидно, нужно уточнить, кто именно и на каких условиях может учиться в российских школах.

Наконец, третий вопрос, условно назовем его «административно-педагогический»: нужно готовить стратегию миграционной политики, совершенствовать законодательство.

- Наверняка будет много критиков законопроекта.

- Наверняка. Начнутся разговоры, что любые ограничения в данной сфере негуманны, что это нарушение прав человека, что нужно интегрировать мигрантов в наше общество, а не отталкивать их. Но повторю, если они свои семьи к нам таскать не будут, то и интегрировать никого не придется. А пока мы даже не идем, а бежим по пути Франции, которая уже полвека на все лады интегрирует своих мигрантов, и ничего путного у них не получается. Что касается прав человека, то почему-то их защитники забывают, что у российских детей и их родителей тоже есть права: чтобы в школе была комфортная среда, чтобы качество обучения не страдало из-за того, что в классе часть учеников по-русски двух слов связать не могут. Стоит вспомнить и об учителях, которые вынуждены тратить силы и нервы, чтобы выкрутиться из создавшегося положения.

- Но как быть родителям детей, не знающих русский язык и не попадающих в рекомендуемую квоту в 10 процентов?

- Мы неоднократно предлагали ввести для детей мигрантов подготовительные курсы, где они должны изучать русский язык. Инициатива подразумевает, что проходить эти курсы детям без российского гражданства приходилось бы в обязательном порядке перед поступлением в школу. Но жизнь показывает, что одних только подготовительных курсов недостаточно. Дополнительную программу по русскому языку нужно вводить для тех, кто уже учится в школе. Ну а если кто-то не хочет или не может выучить русский язык, не вижу в этом трагедии. Пусть возвращаются на родину, их сюда никто насильно не привозил и ничего им не гарантировал.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх