На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 073 подписчика

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Качественное образование можно получить только на нескольких мировых языках. Местечковые языки (украинский, польский,...Что знал об украи...
  • Андрей Зарубкин
    Малороссийский диалект русского языка времен Богдана Хмельницкого прекрасно поймёт современный русский человек. Нынеш...Что знал об украи...
  • Людмила Лепаева
    Володин подумай о своей стране. Скоро мигрантов будет больше чем русских и законы в стране тоже для упрощённая жизни ...Эммануэль Тодд: п...

Мат — не наш формат

3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой, который учредили для искоренения мата и жаргонизмов из нашей жизни. Дата неофициальная, установлена энтузиастами, но отмечают ее во многих странах. А вот борются с плохими словами вполне официально.

Так, более 4,5 миллиона рублей штрафов назначил Роскомнадзор главным редакторам, редакциям СМИ и организациям телерадиовещания за использование нецензурной брани с 2020 по 2024 год, сообщили нашему изданию в пресс-службе ведомства.

С помощью экспертов-филологов разбираемся в истории происхождения слов, которые употреблять в СМИ запрещено, а вслух произносить не рекомендовано.

Подсказка в словаре

Закон, запрещающий использовать мат в средствах массовой информации, президент Владимир Путин подписал еще в 2014 году. Он также распространяется на кинофильмы в кинотеатрах, театральные постановки, концерты, произведения литературы и искусства. За нарушение закона для граждан предусмотрен штраф от 2 до 3,5 тысячи рублей, для должностных лиц — до 20 тысяч и для юридических — до 200 тысяч рублей. В случае повторения для юридических лиц предполагается штраф до 100 тысяч рублей и административное приостановление деятельности на 90 суток.

Как рассказали в Роскомнадзоре, пока отсутствует единый перечень нецензурных бранных слов. Однако ориентироваться можно на специальные словари русского языка, где такие слова помечены маркерами «нецензурное», «ненормативное», «табу».

«Для первичной оценки слов можно воспользоваться специальными словарями: «Самый полный словарь ненормативной лексики» Д. И. Квеселевича, «Толковый словарь ненормативной лексики русского языка» В. М. Мокиенко и Т. Г. Никитина, «Словарь русской брани (матизмы, обсценизмы, эвфемизмы)», — пояснили в ведомстве.

При выявлении нецензурной брани в комментариях читателей, размещенных к материалам сетевых изданий, Роскомнадзором отправлены в редакции обращения с требованием удалить или отредактировать противоправные отзывы. С 2020 по 2024 год таких обращений было более 8,1 тысячи. В итоге все нецензурные фразы удалили либо отредактировали.

Тем не менее за последние четыре года Роскомнадзор составил в отношении главных редакторов, редакций СМИ и организаций телерадиовещания 750 протоколов за распространение в СМИ нецензурной брани. Общая сумма наложенных штрафов составила более 4,5 миллиона рублей.

При этом маскировку нецензурных выражений звездочками или иным способом можно рассматривать как способ соблюдения законодательства только если выявленное слово допускает как нецензурные, так и цензурные варианты демаскировки, отметили в Роскомнадзоре.

Исходных слов всего четыре

В законе о государственном языке перечислены сферы, где русский язык обязан быть нормативным. Например, в управлении, делопроизводстве, медиа, образовании, культуре, рекламе. Как рассказал доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института русского языка имени А. С. Пушкина Андрей Щербаков, речь идет о публичной, общественно и государственно значимой коммуникации, где должен использоваться только литературный русский язык и строго соблюдаться его нормы. Поэтому к ненормативной лексике можно отнести жаргонные слова и выражения, диалекты, часть просторечной лексики. А вот то, что касается нашего бытового общения, которое не считается публичным, то это уже личное дело каждого.

«Когда мы разговариваем со своими друзьями или дома, мы часто выходим за пределы литературного языка, — сказал эксперт. — Это происходит естественным образом. Кто-то является носителем диалектов, что уже не подпадает под категорию литературного языка, кто-то использует жаргонные слова и выражения. Кто-то делает это чаще, кто-то реже. Выходы за пределы литературного языка постоянно происходят в нашем бытовом, непринужденном, спонтанном общении. В принципе в обычной жизни процентов 90 населения страны говорят ненормативной лексикой».

Если же говорить про запрещенную, так называемую обсценную, лексику, использование которой в публичном пространстве может привести к штрафу, то исходных слов всего четыре. В основном они обозначают половые органы и акт совокупления, женщину, занимающуюся блудом. Но словообразование в русском языке богатое, поэтому из них можно создать сотни новых слов.

Кстати, по такому же принципу формируется запретная лексика многих языков мира, рассказала кандидат филологических наук старший научный сотрудник кафедры русского языка МГУ Ирина Качинская. «Мне кажется, исходные понятия вообще универсальные для любого языка, а не только для русского», — добавила она.

Слова не для всех

Популярную некогда гипотезу о том, что мат появился на Руси вместе с монголо-татарским игом, отвергли после обнаружения новгородских берестяных грамот XII-XIII веков, в которых обнаружились слова, сейчас относящиеся к ненормативным. Эксперты сходятся во мнении: те слова, которые сейчас запрещено использовать в СМИ, имели хождение еще в дописьменную эпоху.

Как рассказал Андрей Щербаков, они имели сакральный смысл во время проведения языческих обрядов. Вся матерная лексика была связана с плодородием, в котором культовое значение придавалось детородным органам, а половой акт приравнивался к священнодействию. В языческие времена матерщина использовалась в качестве заговоров для зачатия и рождения здорового потомства или получения богатого урожая.

По данным известного исследователя русского языка Леонида Касаткина, многие слова нецензурного ряда имеют общий корень и происхождение от растений, животных или действий. Например, название мужского полового органа этимологи возводят к тому же корню, от которого появилось слово «хвоя». Их роднит то, что оба объекта — нечто вытянутое с семенем на конце.

В бытовом общении употребление обрядовых слов не приветствовалось. Согласно верованиям славян-язычников, слова были неразрывно мистически связаны с предметами, которые они обозначали. Поэтому тот, кто просто так, а тем более в виде ругательства их произносил, обрекал свой род на бесплодие или гибель без потомства.

Запреты на брань и мат

С принятием на Руси христианства использование языческих обрядов и слов порицалось и искоренялось. Периодически власти предпринимали попытки наказывать тех, кто использует мат. Например, считается доказанным, что царь Алексей Михайлович в 1648 году издал указ, чтобы «матерны и всякою непотребной лаею не бранилися. А которы люди учнут кого бранить матерны и всяко лаею, и тем людям за такие супротивные христианскому закону неистовства быти от Нас в великой опале и в жестоком наказаньи». Иван Грозный велел «кликать по торгам», то есть везде объявить, чтобы московиты «матерны бы не бранились и всякими б непотребными речами скверными друг друга не укоряли».

Неофициальный запрет на использование мата в печати ввели в XVIII веке. А в XIX в стране создали государственный орган официальной цензуры, который подобную лексику не пропускал. Отсюда и появилось выражение «нецензурная лексика».

«Понятие «ненормативная лексика» полностью связано с понятием литературной языковой нормы, — объяснил Андрей Щербаков. — То есть с правилами, по которым мы используем русский литературный язык».

От буквы до слова

Но в народе богатые образы любили. Грешили использованием слов, которые мы относим к нецензурным, и Пушкин, и Лермонтов. Как, впрочем, и многие другие мастера пера.

«С появлением письменности и русского алфавита, в котором каждая буква имела свое название, буква «п» называлась «покои», а буква «х» с греческого переводилась как рука и была корнем в слове «хиромантия». Но буква стала эвфемизмом для слова, которое произошло от «хвоя», — рассказала Качинская. — Например, у Василия Пушкина есть строчка: «Там херы с покоями сплетались по стенам». Это как понимать? Как то, что на стенах были картины с изображением каких-то непристойных сцен. Эта часть стихотворения, когда ее писали, была чистым эвфемизмом, и никто не воспринимал ее как что-то непристойное. Как сейчас слово «покой» никто не связывает с названием женского полового органа».

Сначала неписаная, сакральная, а потом получившая написание и не всегда замененная эвфемизмами лексика прочно вошла в нашу речь. Практически утратив предметное значение, она наполнилась высокой эмоциональностью.

Контроль и время

Перестав быть обозначением и перейдя в разряд проявления эмоций, матерщина оказалась живучей. Живучей настолько, что борьбу с ней продолжили и в XXI веке.

«Мат существовал и будет существовать, но в средствах массовой информации его нужно запрещать, — считает Качинская. — А в литературе для замены таких понятий существует эзопов язык».

По словам Щербакова, в богатом, великом и могучем русском языке много синонимов, всегда можно найти эквиваленты для описания эмоциональной реакции, но для этого есть только один механизм — самоограничение, самоуважение, самовоспитание и самоконтроль.

Как уточнили в Госдуме, действующая система контроля использования в публичном пространстве нецензурщины нуждается в корректировках. Так, зампредседателя думского Комитета по защите семьи, вопросам материнства, отцовства и детства Виталий Милонов отметил, что ее следует распространить на блогеров, которые с недавних пор по достижении определенного числа подписчиков должны регистрироваться в специальном реестре Роскомнадзора.

«Не очень понятно, почему какая-нибудь районная газета, которая выходит тиражом в три тысячи экземпляров, должна ограничения соблюдать, а блогер, который матерится на аудиторию в миллионы подписчиков, — нет, — сказал парламентарий. — Получается, что блогеры у нас как бы выпадают из правового поля, чего, по-хорошему, быть не должно».

Член Комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман отметил, что нет никакого смысла составлять единые списки «запрещенных слов»: «Думаю, что любой владеющий русским языком прекрасно понимает, какие слова относятся к нецензурным, а какие нет, — подчеркнул депутат. — И если кто-то говорит, что он не знал, что то или иное слово запрещено употреблять в СМИ, он либо тянет время, либо пытается добиться, чтобы государство потратило на экспертизу много денег. В связи с этим, на мой взгляд, нет смысла фиксировать очевидное. Тем более что любую мысль — даже ругательную — вполне можно высказать и без мата».

 

Ссылка на первоисточник
наверх