По данным Роспотребнадзора, в последние два года россияне все чаще жалуются на интернет-торговлю. Поэтому сейчас одна из самых актуальных проблем — регулирование деятельности маркетплейсов так, чтобы они работали в правовом поле. В целом же по обращениям потребителей только с участием представителей ведомства за десять лет через суды людям вернули более 15 миллиардов рублей, из них за 2024 год — более 4,2 миллиарда. Как можно изменить ситуацию, выяснила «Парламентская газета» накануне Всемирного дня прав потребителя, который отмечается 15 марта.
Дистант наступаетВ 2025 году Всемирный день прав потребителей проходит под девизом «Справедливый переход к устойчивому образу жизни» — как призыв к людям относиться к своему потреблению сознательно, ответственно и с позиции разумного минимализма.
Принятый в 1992 году Закон «О защите прав потребителей» постоянно дополняется очередными изменениями, но многие моменты остаются либо полностью, либо недостаточно урегулированными. Это подтверждает статистика Роспотребнадзора, куда в 2024 году поступило 420 тысяч письменных обращений от недовольных качеством товаров и услуг россиян. Среди этих жалоб продолжает расти число сообщений о дистанционных продажах. Эксперты связывают это со снижением надзора, изменением некоторых правовых аспектов, чем злоупотребляют недобросовестные продавцы.
«У нас появилось много цифровых сервисов, их можно выделить в отдельный сегмент потребительского рынка, — сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, а также руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей при комитете Виктор Зобнев. — Существенно изменили нашу жизнь маркетплейсы».
Два самых известных из них занимают доминирующее положение с долей более 80 процентов, уточнил сенатор. Поэтому нужно было принимать меры, чтобы защитить права потребителя в отношениях с продавцом и онлайн-площадкой.
Подкрепят сертификатом и ответят рублемВ конце декабря 2024 года Госдума приняла, а президент подписал закон, который обязал маркетплейсы подтверждать качество товаров. С 1 сентября 2026-го продавцы должны будут в описании изделий добавлять ссылку на сертификат.
«К сожалению, применяемые механизмы проверки контрагентов и продукции не исключают проникновение на торговые площадки нелегальных продавцов и товаров, — объяснил Зобнев. — Поэтому одна из ключевых задач — обеспечение равного уровня защищенности потребителей при покупках на маркетплейсах, а также борьба с нелегальной и запрещенной продукцией».
Однако речь идет о совершенствовании законодательства не только в отношении маркетплейсов, поскольку товары продают и по объявлениям в социальных сетях, и на других интернет-ресурсах.
«Поэтому мы очень ждем внесения законопроекта о платформенной экономике, — отметил сенатор. — Основные предлагаемые нововведения связаны с расширением ответственности цифровых платформ перед потребителями, созданием механизмов для предъявления своих требований непосредственно продавцам и исполнителям, а также закреплением права на возврат товаров и получение компенсаций через цифровые платформы. Кроме того, частично решаются задачи вовлечения этих площадок в контроль легальности допускаемых на них продавцов и товаров».
Еще одну важную тему обозначил сопредседатель Союза потребителей России Петр Шелищ: «Основной проблемой считаю наметившийся в последние годы тренд на предпочтение интересов предпринимателей интересам потребителей, подкрепляемый мифом о потребителях-экстремистах. Особенно заметно это в сфере жилищного строительства по договорам долевого участия, где ответственность застройщика за нарушение договорных сроков и требований к качеству была снижена во много раз, а на справедливые и законные претензии они стали жаловаться как на экстремизм».
Обоюдный интересОдним из прорывных решений оба спикера назвали Единые правила в области защиты прав потребителей Союзного государства, закрепленные в декрете 6 декабря 2024 года. «Они устанавливают рамочные правовые основы, направленные на сближение национальных законодательств России и Белоруссии, и регулируют отношения с участием потребителей, — напомнил Виктор Зобнев. — Закреплено, что граждане одного государства-участника на территории другого имеют равную защиту в области прав потребителей, могут обращаться в соответствующие уполномоченные органы, общественные и другие организации, суды или осуществлять иные процессуальные действия на одинаковых условиях. Этот документ — акт прямого действия, и нам нужно будет еще раз пересмотреть наше законодательство с точки зрения соответствия этим правилам».
Свежие комментарии