На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 085 подписчиков

Свежие комментарии

  • Valery Milov
    Лукашенко всегда в фарватере. Молодец. И вашим, и нашим, и споем, и сплящем. Кто больше даст. Второй хлопец после Зели.Лукашенко пообеща...
  • Иван Иванов
    Хохлы будут довольны.В Севастополе не ...
  • Наталья Середа
    А в милицию пустят?Пожарных не пустя...

Беспилотникам предложили выдать «цифровые паспорта»

Беспилотники, которые производятся в России и ввозятся к нам из-за рубежа, будут в обязательном порядке оснащать системой удаленной идентификации. Она позволит сразу же с земли распознавать тип БПЛА, его предназначение, принадлежность и координаты. Соответствующие технические решения уже разработаны, сообщили в Минпромторге, в конце апреля с ними ознакомят разработчиков БПЛА, а в течение мая на аэродроме в Алферьево пройдут тестовые полеты.

Как будет работать новая система и какие еще нововведения предлагают в области беспилотных авиационных систем — рассказывает «Парламентская газета».

«Решения уже готовы в железе»

Напомним: создание системы удаленной идентификации беспилотников — одно из поручений,  данных президентом Владимиром Путиным Правительству, по развитию беспилотных авиационных систем. Согласно новым требованиям, такие системы должны быть на всех беспилотниках, неважно, были они ввезены в Россию из-за рубежа или имеют отечественные «корни».

Как сообщил начальник Управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга Алексей Сердюк во время круглого стола в Госдуме, прошедшего в четверг, 24 апреля, необходимые решения для маркировки беспилотников не просто разрабатываются — они уже существуют «в железе».

«Системы удаленного информирования позволяют идентифицировать индекс беспилотного аппарата, категорию, высоту полета и текущие координаты, — уточнил Сердюк. — Соответствующая технологическая база в целом готова. В ближайшее время мы планируем ознакомить производителей с образцами трекеров и дать конкретные рекомендации: что ставить, на какие типы бортов, под какие задачи и так далее».

По словам Сердюка, соответствующие мероприятия, скорее всего, пройдут либо в конце апреля, либо между майскими праздниками, а площадкой для них станет МГТУ имени Баумана. После этого планируется устроить серию испытательных полетов БПЛА, оснащенных устройствами идентификации, на аэродроме Алферьево в Московской области.

Начальник отдела департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Иванов в свою очередь добавил, что формально ограничения для беспилотников, не имеющих «паспорта», уже действуют.

«Все, что было ввезено или произведено у нас до 1 марта 2025 года, должно быть оснащено оборудованием для удаленной идентификации, — подчеркнул Иванов. — На то, чтобы все производители и владельцы привели свои системы в соответствии с новыми требованиями, отводится ровно год — сделать это нужно до 1 марта 2026. Соответственно, все, что будет ввозиться и производиться после 1 марта 2025 года, уже должно иметь системы идентификации по умолчанию».

Платформа для мониторинга и инструменты принудительной остановки

Однако на одной лишь идентификации и системе «свой-чужой» все не закончится. Так, по словам генерального директора АО «ГЛОНАСС» Алексея Райкевича, сейчас в разработке находится сразу несколько дополнительных систем контроля за беспилотниками.

«Уже готова единая платформа мониторинга местоположения, — уточнил эксперт. — Это инструмент, который позволяет в режиме реального времени отслеживать координаты того или иного беспилотного аппарата, причем не только воздушного, но и наземного, и водного. Она уже протестирована в 12 регионах, где в рамках испытательных полетов передавала в региональные штабы и надзорные органы местоположение и данные об идентификации аппаратов».

Еще одна перспективная разработка — система контроля, которая позволит тем же надзорным органам в принудительном порядке сажать летающие беспилотники и останавливать наземные и водные. По словам Алексея Райкевича, такая функция должна быть у государства в обязательном порядке, особенно учитывая сегодняшнюю неспокойную обстановку.

«Наконец, третье важное направление работы — киберзащита, — отметил директор «ГЛОНАСС». — Сегодня мы реализуем по ней отдельный проект на площадке Минпромторга. Мы знаем, что в руках злоумышленников любой беспилотник может быть чрезвычайно грозным оружием, поэтому, конечно, вопросам киберзащиты планируем уделять особое внимание. На данный момент речь идет преимущественно о беспилотных легковых автомобилях и грузовиках, возможно, в будущем на платформу добавятся и воздушные беспилотники».

Рост в количестве, отставание в независимости

Отметим, что сегмент беспилотной авиации в России развивается опережающими темпами. Так, по словам замруководителя Росавиации Алексея Буевича, по итогам 2024 года общее число БПЛА в стране выросло на 41%. При этом количество беспилотников массой от 250 грамм до 30 килограмм увеличилось на 26%, а свыше 30 килограмм — сразу на 187%. Выросло также количество эксплуатантов и организаций по обслуживанию — на 567 и 350% соответственно.

«Сегодня у нас в 48 субъектах действуют научно-производственные центры, занимающиеся беспилотниками, при этом в 2023 году такой центр был всего один, — подчеркнул Буевич. — Зарегистрировано 30 сертифицированных систем, в 2023 году не было ни одной. Время сертификации типовой системы составляет один месяц, в то время как в 2018 году оно равнялось 18 месяцам».

Впрочем, есть и серьезные препятствия для развития беспилотной авиации. Так, отметил Буевич, уровень технологической независимости в этой отрасли сегодня составляет 37%, хотя уже к 2030 году должен составлять 81%. Кроме того, в регионах к тому же времени должны появиться 290 посадочных площадок, где беспилотники могли бы хранить, эксплуатировать и обслуживать. Однако их строительство потребует серьезных затрат.

«Мы предложили изменить подход — с капитального строительства перейти на некапитальное, — отметил Буевич. — Это позволило бы снизить стоимость каждой площадки на 30%. Совокупно же на строительство всех 290 площадок сегодня необходимо порядка 29 миллиардов рублей».

По итогам обсуждения участники договорились сформировать единый документ с предложениями и пожеланиями и представить его профильным министерствам и ведомствам.

 

Ссылка на первоисточник
наверх