На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Парламентская газета

1 076 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ольга Есикова
    Госпожа опять взялась "за дело"- добра не жди.В нацпроект «Семь...
  • nyha
    Иосиф Виссарионович давал 3 месяца...За умышленную пор...
  • vik mysak
    На учёт возьмусь, а воевать, шиш с маслом!!!В Нидерландах зая...

Агроэксперты рассказали, почему растут цены на молоко и масло

За 2024 год стоимость сливочного масла в магазинах выросла почти на 40 процентов, а молока на 15 — 20. При этом россияне стали больше есть молочной продукции. В 2023 году на жителя страны приходилось 165 килограммов, на конец 2024-го — 275 килограммов. Об этом рассказали на круглом столе Комитета Госдумы по аграрным вопросам, посвященном итогам работы молочной отрасли за 2024 год.

Хватит ли россиянам масла и молока и что будет с ценами на них, разбиралась «Парламентская газета».

В национальных интересах

В национальных целях к 2031 году перед аграриями поставлена задача увеличить на 25 процентов производство сельхозпродукции и в 1,5 раза увеличить экспорт, напомнил председатель подкомитета по развитию отраслей аграрно-промышленного комплекса и регулированию рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Сергей Яхнюк. По его словам, сегодня ситуация остается крайне сложной, происходит серьезное снижение поголовья и объемов производства. Того увеличения количества молока, которое было в 2022, 2023 и даже 2024 годах, уже не будет.

«Поэтому нужно сегодня делать выводы и обсуждать тему производства, — отметил Яхнюк. — Мы видим, что на сегодняшний день вырос экспорт».

Как рассказал генеральный директор национального союза производителей молока Артем Белов, в 2024 году было произведено около 34 миллионов тонн сырого молока во всех категориях хозяйств. Увеличение составило 200 тысяч тонн, или 0,6 процента к объему 2023 года.

«Традиционно наибольшая доля, примерно 70 процентов общего объема, приходится на организованный сектор, — пояснил он. — Нам президент своим указом поставил цели развития, в том числе отрасли молока, до 2030 года. Это 25 процентов к уровню 2021 года, и в молочной отрасли эта цифра должна составить порядка 38,5 миллиона тонн с учетом новых территорий».

Съедать стали больше

До 2023 года отрасль наращивала объемы производства сырого молока на фоне стабильного внутреннего спроса, который почти не рос. Всплеск потребления пришелся на 2023 и 2024 годы, когда в стране стали есть молочной продукции на 9 процентов больше. Белов это связал с увеличением доходов людей:

«Мы понимаем, что доходы населения, скорее всего, будут в ближайшие годы расти. И это будет формировать дополнительный спрос на молоко и молочную продукцию».

При этом, по его словам, в среднем за последние 10 лет производство сырья увеличивается на 3 — 3,5 процента. А в 2024 году оно выросло лишь на 2 процента. При повышенном спросе это привело к нехватке сырого молока для производства продукции.

Как рассказала председатель совета Молочного союза России Людмила Маницкая, в 2022 году потребление молочных продуктов составляло 165 килограммов на человека при медицинской норме 325 килограммов. К концу 2024 года эта цифра выросла до 275 килограммов.

От 15 процентов и выше

В росте цен на молоко и молочную продукцию сыграла свою роль и инфляция, признали эксперты. За два года она подняла стоимость молочной продукции на 15 — 20 процентов, отметил Белов, выведя за скобки сливочное масло.

Другие эксперты с такой оценкой не согласились, по их мнению, вилка инфляционного роста цен составила 37 — 41 процент. В некоторые месяцы 2024 года килограмм сливочного масла в магазине мог даже превышать тысячу рублей.

Обсуждая возможные цены на 2025 год, представители крупных производителей отметили, что закупка одного литра молока без учета логистики и дополнительных расходов в 2024 году выросла с 37 до 47 рублей и к февралю 2025-го достигла 50, а в некоторых регионах и 60 рублей.

На вопрос председателя подкомитета, стоит ли ожидать с наступлением лета сезонного снижения цены, производители отрицательно покачали головами и ответили, что молочка — базовый продукт, и на нее приходится 20 процентов потребительской корзины. Но они, конечно, постараются сдерживать подорожание молока жирностью 2,5 процента и сливочного масла жирностью 82 процента.

 

Ссылка на первоисточник
наверх